Вместо знаний - база данных. Учитель о минусах нынешней системы образования

Фото Надежды Гусевой / АиФ

Как ЕГЭ делает из умных детей немыслящими и почему школьникам не нужно ходить на митинги, «АиФ-Черноземье» спросил у учителя русского языка и литературы одной из сельских школ Тамбовской области Вероники Истоминой.

   
   

Приделывают вектор

Ольга Осипова, «АиФ-Черноземье»: Вероника Николаевна, в СМИ то и дело говорят о том, что из современных школьников готовят военных и физкультурников. Неужели всё так плохо?

досье
Вероника Истомина родилась в 1973 году в Брянске. Окончила Брянский педагогический институт (сейчас - БГУ. - Ред.). Работала в школах г. Брянска и Курской области. Замужем, воспитывает двух дочерей.
Вероника Истомина: Нет, безусловно это преувеличение. Конечно, ни одна школа не концентрируется на уроках труда и физкультуры. Всё-таки наши система образования формировалась в советской среде и опирается на многолетний опыт. Положительный опыт, между прочим. Просто в какой-то момент реформаторство зашло слишком далеко, оно затронуло те основы, на которые нельзя было покушаться.

Поймите правильно, я не против реформ, но преобразования должны быть ко времени и к месту. Когда начали вводить ЕГЭ, я очень положительно к этому отнеслась. В этом была некая «европеизация» системы образования. Но на деле единый госэкзамен оказался сырым продуктом, которому даже сейчас не хватает практической базы. И вот этот перегиб в сторону теории и сыграл злую шутку с гуманитарными предметами. История стала базой данных с именами и датами, Литература превратилась в список терминов, понятий и фактологических примеров, типа вопроса: «В каком городе родился Чехов?» Какие знания о литературе покажет правильный или неправильный ответ на этот вопрос? Вот из-за такого подхода к гуманитарным предметам и стало казаться, что из современных школьников «делают» людей не мыслящих. Это не так, просто размышлениям этим приделывают определённый вектор, с которым лично я согласна не до конца.

- А почему не согласны? Может быть, современным подросткам, действительно, не нужно так точно и досконально знать литературу и русский язык? Для глубокого изучения ведь существуют специализированные гуманитарные классы.

- Вы сейчас обозначили совершенно преступную позицию. Образование без знания родного языка и родной культуры (не только литературы, но и живописи, музыки) не может быть полноценным и качественным. Без крепкой гуманитарной базы нельзя воспитать настоящего патриота. Хотя мне не очень нравится это слово. Скажу так, что нельзя воспитать человека разумного, с чёткими нравственными ориентирами, с пониманием своего места в обществе и места России в мире.

   
   

Что касается гуманитарных классов, то это не замена, а добавка. Вся суть отображена в самом названии - это классы с углублённым изучением. То есть если школьнику нравится русский язык, он хочет связать свою дальнейшую жизнь с филологией или лингвистикой, то ему нужно туда. Но у каждого школьника, повторюсь, априори должна быть крепкая гуманитарная база. Это понимают все: и чиновники, и учителя, и сами ученики.

Дело ученика - получать знания, а не ходить с плакатами и лозунгами. Школьник не имеет права на политический протест, так как он банально до него не дорос.

Не дорос до протеста

- Буквально неделю назад разгорелся скандал: директор одной из школ в Брянской области отчитывала ученика за его желание посетить оппозиционный митинг. Как вам кажется, школьник должен участвовать в политических мероприятиях, и насколько вообще он должен быть политизирован?

- Я слышала об этом, и мне кажется, что этот скандал умышленно раздували. Да, руководство школы повело себя слишком жестко, но оно имело на это право. В некотором смысле школа отвечает за ученика. Он же несовершеннолетний. А если бы его скрутили, забрали в отдел? Спрос бы тогда был не только с родителей. Те же самые СМИ тогда начали бы обвинять учителей: мол, а куда смотрит школа?

Дело ученика - получать знания, а не ходить с плакатами и лозунгами. Если к действующей системе есть вопросы (а они у здравомыслящих людей есть всегда), то пусть их задают взрослые. Но проблема в другом: подростков активно используют политические силы, даже не обязательно оппозиционные. Детей сгоняют на митинги и торжественные собрания, им вдалбливают в голову определённую позицию. Это «грязный» метод, я всегда выступала против этого явления, которым пользуются ещё с советских времён.

Успешность - это когда денег хватает на покупку товаров из рекламы. Я же считаю, что успех - это быть полезным профессионалом.

Фундамент для «особняка»

- Сейчас учитель - это престижная профессия?

- Да, престижная. Любая профессия, в которой уровень ответственности высок, престижна по умолчанию, так как не каждый готов брать на себя эту ответственность. Дело в том, что сейчас уровень престижности принято монетизировать: если зарабатываешь много, значит отлично устроился. Но это не всегда точно и всегда неправильно. Общество потребления - это жестокая реальность, к которой мы пришли. И это общество диктует свои условия. Успешность - это когда денег хватает на покупку товаров из рекламы. Я же считаю, что успех - это быть полезным профессионалом.

С другой стороны, на школьного учителя иногда перекладывают чужие обязанности. Мол, учитель должен воспитывать. Но это прерогатива родителей. Школа должна направлять, учить, обеспечивать базой. Учитель строит фундамент, а каким получится дом - трёхэтажным особняком или лачугой - зависит от родителей. Просто на хорошем фундаменте особняк построить легче.  

Смотрите также: