Прокатили с ветерком. Успешный запуск маршрутной сети Курска не удался

Реформу общественного транспорта в областном центре готовили три года. Готовили тщательно, прорабатывая все детали.

   
   

Новые автобусы и троллейбусы должны были поразить курян формой, цветом, разными технологиями и даже внешним видом водителей. Денег вложили много, точные подсчёты усложняются тем, что реформа ещё не завершена и нас ждёт ещё много чего нового.

Всё в деталях

Сеть новых маршрутов заработала с начала июля.

«Она построена на основе пересадочной модели, что позволит убрать дублирующие маршруты и разгрузить центральные улицы города. Будут работать три типа маршрутов: магистральные, городские и подвозящие», – прокомментировал первый замминистра транспорта региона Александр Васильченко.

Бесплатная пересадка между маршрутами, которые обслуживают новые автобусы, будет производиться только при безналичном расчёте. В течение 60 минут после оплаты первой поездки можно будет совершить две бесплатные пересадки. При этом может меняться не только номер маршрута, но и вид подвижного состава. Так, возможна пересадка из автобуса в троллейбус и из троллейбуса в автобус. Главное – успеть это сделать в течение одного часа.

В новую маршрутную сеть входит 48 маршрутов общественного транспорта, на которых планируется задействовать 384 транспортных средства, более 70 процентов которого – большого и среднего класса вместимости. Заметим, что свыше 83 процентов транспортных средств, обслуживающих старую маршрутную сеть, были малого класса вместимости.

Горожан строго предупредили, что прикладывать карту нужно сразу же после посадки, чтобы избежать штрафа за безбилетный проезд. Сообщение о списании денежных средств придёт по истечении 60 минут с момента оплаты. Новую схему движения со всеми инструкциями разместили, как водится, в соцсетях и… поехали.

   
   

Куряне второго сорта

«Всё как в знаменитом четверостишье: «Гладко было на бумаге, да забыли про овраги», – говорит общественник Виктор Третьяков. – Первый же день работы новой схемы приземлил её разработчиков, причём глухо и надолго».

В городе случился транспорт­ный коллапс. Все недостатки модели так называемых брутто-контрактов всплыли сразу же. Для автобусов пассажиры не главное, для них важен график движения.

Куряне возмутились, но сделали это не просто эмоционально, а с подсчётами и расчётами. Например, на Клыкова проживает порядка 50 тысяч человек. Половина из них работают или учатся – это 25 тысяч. Получаем порядка 25 тысяч человек, которым нужно утром уехать, а вечером вернуться. Раньше через Клыкова ходило порядка 20 разных маршрутов – как прямых, так и с возможностью пересадки. Утром все были битком. Теперь всех людей хотят уместить в четыре маршрута с вместимостью салона в 100 человек и с периодичностью 10 автобусов в час. Получается, что даже переполненными они увезут две тысячи – меньше, чем десятую часть от потребности.

Отдельное негодование вызвал приоритет безналичной оплаты. По карте, значит, можно две пересадки бесплатно, а за наличку каждый раз плати. Некоторые горожане справедливо отнесли себя к людям второго сорта и обиделись. Что делать тем, у кого нет смартфонов? Тут же появилась петиция за возврат к старой схеме, и за два дня она набрала несколько тысяч подписей.

Призыв к чиновникам пересесть на общественный транспорт и лично во всём убедиться фактически стал ультимативным требованием. Руководители прервали свои выходные и создали оперативный штаб. К концу первого дня работы новой схемы на маршруты вернули 80 старых пазиков, под лозунгом борьбы с которыми всё и затевалось. Много где видели министра транспорта и его замов, которые на остановках и в салонах объясняли людям, как и что делать, заодно намекая, что горожане сами виноваты, так как не разобрались. Конечно же, никто о провале эксперимента не объявил.

«Курский общественный транспорт должен стать лучшим в Европе», – такая задача стояла и всё ещё стоит перед реформаторами. Но путь к её решению стал дальше и дольше.