Раньше спорные вопросы жители многоэтажек решали, постучав молотком по батареям. Теперь — цивилизованно, с помощью общедомового чата. Можно ли реально участвовать в жизни своего дома удалённо или это потеря времени?
Подъездное вече
Точной статистики, сколько общедомовых чатов работает в Липецке, никто не ведёт. Но этой зимой их явно стало намного больше. Разгневанные бездействием своих управляющих компаний из-за плохой уборки снега во дворах, многие жители объединились в интернет-сообщества. Практика показала: такой способ взаимодействия с УК намного эффективнее традиционных звонков диспетчеру. Часто чаты в мессенджерах создают сами управляющие компании, чтобы оповестить об уборке и других важных новостях об обслуживании домов.
«Мы вообще отказались от бумажных графиков, — говорит гендиректор УК «Эксперт» Лариса Белякова. — Они не работают от слова «совсем», люди на них не реагируют. В общедомовом чате общаются порядка 90 процентов наших жителей. Очень активны жильцы домов № 11 и 13 на ул. Белана и № 50 на улице Стаханова. Все проезды и стоянки мы чистили этой зимой благодаря их сознательности. На время работы снегоуборочной техники они не только сами убирали автомобили, но и другим блокировали проезд во двор, чтобы не мешали рабочим. На улицах Кривенкова, 3 и Шубина, 3 мы тоже расчищали тротуары до асфальта, а жители в чатах потом благодарили дворников».
Главная цель общедомовых чатов – оперативное реагирование УК на обращения жильцов и улучшение качества обслуживания домов.
«Чтобы добавиться в группу, нужно установить приложение WhatsApp на мобильный телефон или компьютер, а затем перейти в общий чат дома, – сказал начальник отдела эксплуатации коммунального хозяйства ЖКХ Липецка Евгений Кладов. — О том, как туда попасть, можно узнать в диспетчерской службе УК — номер телефона указан в квитанции на оплату ремонта и содержания жилья, а также на информационных стендах подъездов».
Благо или зло?
Но если в одних домах соседские чаты помогают решать насущные проблемы, в других они превратились в помойку.
«Наш чат мы организовали весной позапрошлого года, когда из-за пандемии очные собрания нельзя было проводить, — говорит жительница улицы Полиграфической Марина К. — Сначала все общались по делу. А потом стали сливать туда всякую ерунду: кто «поздравлялку» из Тик-Тока, кто свои собственные стихи по любому поводу. Было много и негативных сообщений, люди использовали мессенджер, чтобы поругаться и выплеснуть злость. В общем, вышла я оттуда».
Другое мнение у жительницы дома № 2в по улице 50-летия НЛМК Александры Кравцовой.
«У меня тоже телефон не замолкает, — комментирует Лариса Белякова. — То открытки шлют, то с праздниками поздравляют. Меня это не напрягает. Когда возникают конфликтные ситуации, жильцы ругаются между собой, я туда не лезу, пусть разбираются. Но я в курсе, из-за чего возник спор. Например, мы никак не могли повлиять на должников по капремонту. Соседи с ними сами всё решили. И так по всем вопросам, которые касаются общедомовых нужд: отключения воды и газа, проверки счётчиков и газового оборудования, ремонта лифтов, окон и дверей. Чат — это удобно. В идеале, конечно, он должен быть сугубо информационной площадкой. Но каким он будет — зависит только от самих жильцов конкретного дома, от их уровня культуры».