«Школа должна готовиться к ребёнку, а не ребёнок к школе», – считает известный российский психолог, академик Александр Асмолов. Именно этот принцип и лёг в основу первого федерального государственного стандарта дошкольного образования, который начал действовать 1 января 2014 г. О том, что изменится в работе детских садов и жизни малышей, «АиФ–Липецк» рассказывает Любовь Лаврова, кандидат психологических наук, доцент, заведующий кафедрой дошкольного и начального общего образования Липецкого института развития образования (ЛИРО).
У каждого малыша свой путь
мнение | |
---|---|
Любовь Черных, к. п. н., доцент, заслуженный учитель РФ, ректор Липецкого института развития образования: - Дошкольное образование - это фундамент. Оно направлено на формирование общей культуры, развитие физических, нравственных, эстетических и личностных качеств детей. От того, насколько мы хорошо сможем подготовить ребёнка к жизни, во многом зависит его дальнейшая судьба. И в этом нам призван помочь ФГОС дошкольного образования. Хотелось бы, чтобы важность данного нововведения понимали не только педагоги, но и родители, поскольку только в тесном сотрудничестве можно достичь главного результата - воспитания счастливого ребёнка. |
Екатерина Курдюкова, АиФ-Липецк: – Любовь Николаевна, в отличие от школ детские сады работают без всяких стандартов. Зачем такой стандарт нужен дошкольным учреждениям?
Любовь Лаврова: – О необходимости принятия стандарта говорилось давно. Во–первых, ФГОС нужен для того, чтобы можно было привести к единому знаменателю многочисленные образовательные программы, по которым работают детские сады. Во–вторых, впервые в Законе «Об образовании РФ» зафиксировано, что дошкольное образование является первой ступенью всей системы российского образования, и это значит, что оно должно работать в соответствии со стандартами. Их разработкой занималась группа ведущих специалистов под руководством академика Александра Асмолова.
– Будет ли стандарт предъявлять единые требования для всех, или в разных детсадах образовательные программы будут различаться?
– Вариативность сохраняется, и это правильно. Важно, чтобы педагоги могли сами выстраивать образовательные программы, опираясь на разные варианты авторских программ. Но при этом предусмотрены единые требования к результатам, которые представлены в виде целевых ориентиров – личностных характеристик возможных достижений ребёнка к моменту поступления его в первый класс. Среди них, например, инициативность и самостоятельность, уверенность в своих силах, развитое воображение.
– Но ведь все дети разные. Будут ли учитываться их возрастные и психологические особенности?
– Эта мысль красной нитью проходит через весь стандарт. В этом и заключается его главная особенность. Стандарт направлен на поддержку разнообразия детства, развитие индивидуальных способностей ребёнка с помощью различных видов деятельности –игры, конструирования, музицирования и пр. Психология ребёнка многогранна – её ни в коем случае нельзя загонять в рамки.
Экзаменов не будет
– Означает ли введение стандарта, что выпускникам детских садов придётся сдавать экзамены?
– В отличие от школьного дошкольный стандарт не предполагает проверки знаний. Никакого тестирования и аттестации не будет. Поскольку главная наша задача – не научить малышей счёту и письму, а развить их эмоционально–волевую сферу и воображение, умение сотрудничать со взрослыми и сверстниками, сохранить физическое и психическое здоровье. Сохранить интерес к познанию и сформировать желание учиться.
– Но если не будет проводиться проверка знаний, то по каким показателям будет оцениваться деятельность дошкольной организации?
– Это очень важный вопрос. Так же, как и школьный, дошкольный стандарт состоит из трёх компонентов или, как говорят в педагогической среде, «трёх Т»:
требований к содержанию образовательной программы, к условиям её реализации и к результатам освоения. Но в отличие от первого, предметом оценки деятельности во втором являются не результаты, а условия образовательной организации. Это наличие квалифицированных кадров, материально–технического обеспечения, развивающей среды. Если они соблюдены, то тогда и результаты освоения программы будут высокими.
– Правильно ли я понимаю, что дошкольное образование становится обязательным для всех?
– Вовсе нет. Родители по–прежнему имеют право выбора формы получения их ребёнком дошкольной подготовки. Стандарт – это ориентиры, в том числе и для тех родителей, чьи дети не посещают детский сад. С другой стороны, любой гражданин по Конституции РФ имеет право на получение общего образования, к которому теперь относится и дошкольное.
Дети становятся другими
– Относительно стандарта у многих педагогов возникают опасения, не будут ли предъявлены новые требования к уровню их подготовки?
– Безусловно, новый стандарт потребует от педагогов новых знаний и навыков, особенно в области психологии. Именно поэтому актуальным является вопрос совершенствования подготовки и переподготовки кадров для дошкольных учреждений. Эту работу мы начали проводить ещё в прошлом году. Более 400 человек прошли у нас повышение квалификации.
– Будет ли в дальнейшем продолжено обучение педагогов для работы по новому стандарту?
– Обязательно. До 2016 г. все педагоги и руководители ДОУ должны повысить квалификацию. И мы будем им в этом активно помогать. Помимо курсов повышения квалификации, в 2014 г. на базе ЛИРО запланировано проведение семинаров и вебинаров по актуальным вопросам дошкольного образования. Методическое и психолого–педагогическое сопровождение введения ФГОС дошкольного образования требует и разработки учебно–методических пособий и рекомендаций. На кафедре подготовлено к выходу очень важное, на мой взгляд, пособие «Нормативно–правовое обеспечение дошкольного образования». Также в помощь педагогам и руководителям ДОУ мы готовим методические рекомендации по разработке рабочих программ для дошкольников в соответствии с требованиями ФГОС ДО.
– Когда же начнётся внедрение ФГОС?
– Предполагается, что часть детсадов перейдёт на ФГОС уже с 1 сентября 2014 г. Но в Липецке уже есть ДОУ, которые работают по программам, соответствующим требованиям стандарта, такие как «Истоки», «Мир открытий». Посещая эти учреждения, мы с удовольствием отмечаем, что не только педагоги становятся другими, становятся другими дети. А это главное.
Смотрите также:
- Равные возможности. Как в Воронеже внедряется инклюзивное образование →
- В Орловской области всего 15 детей обучаются на дому →
- Большая перемена в школьном образовании →