С 1 сентября для российских ребят с ограниченными возможностями здоровья начали действовать новые государственные федеральные образовательные стандарты. Под каждого ребёнка, независимо от диагноза, разработаны адаптивные программы для обучения в общеобразовательной школе.
Где кадры?
Одни из самых сложных учеников в инклюзивных школах — аутисты. Для каждого из них нужна своя программа обучения в силу специфики усвоения информации и особенностей поведения. Каждого ребёнка на занятиях должен сопровождать помощник учителя — тьютор. Его задача — не просто следить за тем, всё ли успевает подопечный, но и постоянно вовлекать его в общие занятия и игры на переменах, чтобы научить находиться в обществе.
В этом учебном году воронежская гимназия им. Платонова впервые приняла на обучение детей с расстройствами аутистического спектра (РАС), став, таким образом, одной из инновационных региональных площадок. В первый класс здесь пошли восемь детей. И вот, по словам завуча Ирины Головковой, одной из важных проблем стала недостаточная подготовка кадров.
«Все мы прошли повышение квалификации по этой теме, набрали тьюторов. Но недавно один из тьюторов ушла в декрет, а найти достойного кандидата на эту вакансию мы не можем. Банка данных специалистов нет. Конечно, должны быть институты, университеты педагогической направленности, которые бы готовили специалистов по работе с детьми с ограничениями в здоровье. Но пока это только пожелание», — поделилась Ирина Головкова.
С проблемой кадров воронежским школам помогают справляться супервизоры — специально подготовленные психотерапевты, которые разрабатывают образовательные индивидуальные поведенческие программы для каждого ребёнка-аутиста. Они находятся в Москве, Санкт-Петербурге и за границей. Приезжают в Воронеж несколько раз в году, смотрят деток, а в процессе обучения учителя ресурсных классов могут задать им вопросы по скайпу.
Но, несмотря на сложности, в гимназии уже есть успехи. Правда, там к ним относятся осторожно.
«Из восьми ребят четверо уже посещают уроки с обычными детьми, возникшие сложности в обучении потом прорабатываем с ребятами в специально оборудованном ресурсном классе. Но надо понимать, что у этих детей разная степень РАС. К тому же может быть скачок, а потом — откат», — считает завуч.
Передовой опыт
Первые специализированные классы для детей с аутизмом появились в Москве и Санкт-Петербурге, потом их стали создавать ещё в 10 городах, в том числе и в Воронеже.
В октябре прошлого года воронежская школа № 92 в Шилово, где 1 сентября 2015 года был открыт один из первых региональных ресурсных классов для детей с аутизмом, стала лауреатом первой степени на конкурсе лучших инклюзивных школ России. Всего в соревновании, которое проходило в третий раз, участвовали 95 школ из 56 регионов России.
Сейчас в пяти школах Воронежа и двух райцентрах действует семь ресурсных классов для детей с РАС. Всего же в Воронежской области 600 детей-аутистов, из них 70 учатся в ресурсных классах.
«До внедрения инклюзивного образования на федеральном уровне у детей-аутистов не было шанса учиться в обычных школах, — рассказывает Елена Грищук, начальник отдела сопровождения проектов инклюзивного образования Воронежского института развития образования. — Именно этим детям особенно трудно удаётся находиться в коллективе, однако среди сверстников они наиболее быстро делают шаги вперёд. Они числятся в обычных классах, но имеют особые помещения для индивидуальной работы с тьюторами и психологической разгрузки. Мы учли пожелания родителей детей-аутистов и обратились в департамент образования с просьбой открыть ресурсные классы в тех районах города, где проживает наибольшее количество учеников, и отобрали школы по конкурсу».
Финансируется проект в основном из областного бюджета. На недавней пресс-конференции Олег Мосолов, глава департамента образования, заверил, что бюджет потянет затраты на обучение таких детей, хотя они и не маленькие. К примеру, обучение обычного ребёнка обходится в 31 тыс. руб. в год, тогда как на ученика с аутизмом должно выделяться 612 тыс. рублей. Станет ли больше таких ресурсных классов? Все зависит от потребности и финансовых возможностей.
Дома или в классе?
Закон об образовании РФ гласит, что дети с инвалидностью имеют право обучаться в общеобразовательных школах. Но случаи инклюзивного образования были единичны.
Большим прорывом педагоги считают вступившие в силу с 1 сентября новые федеральные образовательные стандарты, апробированные Министерством образования. На уровне начального образования были разработаны адаптивные программы для 9 категорий детей, в том числе для слепых и слабовидящих, глухих, с тяжёлыми нарушениями речи, задержкой психического развития, с нарушениями опорно-двигательного аппарата. Их применяют на основании решения психолого-медико-педагогической комиссии.
Однако на деле не все воронежские школы обеспечены специалистами, оборудованием, пособиями, чтобы принять детей с любым недугом. В рамках федеральной программы «Доступная среда» в 2011-2015 годы лишь в трёх школах и трёх детсадах Воронежа были оборудованы пандусы и расширены двери для проезда инвалидной коляски.
Тем не менее в сентябре за парты 107 воронежских школ сели 198 «особенных» первоклашек, в том числе с нарушениями опорно-двигательного аппарата, слуха и зрения. Всего же в школах и детских садах региона по адаптивным программам получают образование 1 тыс. 300 «особенных» детей.
Люди не готовы
Татьяна Зайцева, организатор инклюзивного фестиваля:
«В рамках проекта «Мама — маме» мы провели анкетирование. Задавали всего два вопроса: допускают ли родители, чтобы ребёнок с ограниченными возможностями учился рядом со здоровыми детьми, и какие у них возникают страхи и опасения на эту тему. Кто-то соглашался, чтобы их дети развивались рядом с ребятами «с изюминкой», но были и анкеты с категоричными «нет». Объяснялось это опасениями, что обычные дети могут начать подражать одноклассникам с «особенностями».
Проблема в том, что наше общество малоинформированно. Многие думают, что с ними это никогда не случится, но дети с тем же синдромом Дауна или расстройством аутистического спектра могут родиться и у здоровых родителей. В Европе инвалиды — привычное явление. У нас же с самого рождения они вынуждены бороться за своё право быть членом общества. Да, понемногу отношение к ним меняется, но, к сожалению, люди больше готовы помогать инвалидам, но не дружить с ними как с равными».
Дело в желании
Ольга Ишевская, руководитель общественной организации «АутМама», мама ученика ресурсного класса:
«Сейчас у любого родителя есть возможность отдать ребёнка с РАС в «ресурсный класс» или «ресурсную группу», если заранее позаботиться об этом. Другой вопрос — есть ли желание у родителей максимально социализировать своих детей. К тому же не каждая школа готова обучать учеников с РАС. Ведь это значит взять в штат тьютора, закупить специальные адаптированные учебные пособия, а главное — выделить отдельное помещение для оборудования ресурсной зоны.
В учебных заведениях старой постройки свободное и просторное помещение найти трудно. Немаловажное значение имеет и желание руководства школ и детских садов создать специальные условия для «особых» детей, понимание, для чего это нужно. Ведь инклюзивное образование — это не только помощь детям с «особенностями» социально адаптироваться, обычных детей оно учит толерантности и доброте».
Принять всех не готовы
Лариса Сербенюк, завуч СОШ № 67 г. Воронежа:
«Инклюзивное образование, безусловно, необходимо, но нужно, чтобы оно реализовывалось как надо. Мы хотели бы принять всех детей, которых вынуждены учить дома, но для этого школе нужны тьюторы, дефектологи. На всё это государством должны выделяться деньги.
В нашей школе по адаптивной программе сейчас учатся дети с инвалидностью, в основном — с расстройством нервой системы. Но лишь те, кто имеет сохранный интеллект.
В 2010-11 годах нам были выделены деньги и установлен пандус, расширены двери для проезда инвалидных колясок. Многие родители детей-колясочников готовы были привести своих детей в нашу школу, если бы у нас был подъёмник, ведь все заинтересованы, чтобы ребёнок получил среднее образование. Но из-за того, что нет необходимых условий, такие дети находятся на домашнем обучении либо учатся в интернатах».