Уходящий год был богат на театральные события. Следующий обещает стать не менее ярким. Подробнее о планах и новых проектах мы попросили рассказать директора театра Татьяну Горелову и главного режиссёра Сергея Бобровского.
Что запомнилось?
- Какое событие в уходящем году стало для вас самым запоминающимся?
С.Б.: Произошло культурное, языковое единение народов. Мы всё это почувствовали. Чем больше будет таких проектов, тем крепче будет союз славян.
Т.Г.: Ещё в этом году получился ярким и интересным фестиваль «Липецкие театральные встречи». Во-первых, вместо семи он шёл целых девять дней, во-вторых, в программе была заявлена зарубежная классика - зрители увидели лучшие постановки на эту тему. Возглавляла экспертное жюри театровед и драматург из Германии Нина Мазур.
- Почему вы отказались участвовать в конкурсной программе?
С.Б.: Мы уступили место Донецкому театру. Они, как и мы, подготовили «Тартюфа» Мольера. Не давать же одновременно два спектакля по одной пьесе. Да, мы остались без призов, но не это главное.
Т.Г.: Мы видели, как для наших донецких коллег это важно, какой для них праздник - поездка на фестиваль, поэтому нисколько не сомневались в своём решении. Кстати, в итоге они получили приз зрительских симпатий, и мы очень за них рады.
- Уже известно, какими будут новые «Встречи»?
Т.Г.: Есть желание несколько изменить наполнение фестиваля. Он уже имеет статус международного, но зарубежных театров на нём пока представлено немного. Хотелось бы усилить международную часть. Возможно, в рамках «Встреч» проведём фестиваль спектаклей малых форм, чтобы привлечь зарубежных коллег.
С.Б.: Почему нет? Наш фестиваль не «зацементирован». Мы вправе сами определять тему и формат, учитывая интересы зрителей.
Чем удивят?
- Стоит ли ждать проекта, подобного «Славянскому мосту», в следующем году?
Т.Г.: Такие крупные проекты не у каждого учреждения культуры получается проводить часто, ведь заявок на поддержку огромное количество. Тем не менее определённые задумки у нас есть. В 2017 г. хотим провести театральный фестиваль «Лица друзей», посвящённый памяти известного российского режиссёра - народного артиста Владимира Пахомова, который более трёх десятилетий возглавлял Липецкий театр драмы. В июле великому мастеру исполнилось бы 75 лет, а в ноябре будет 10 лет со дня его смерти. Было бы здорово собрать вместе людей - актёров, режиссёров, драматургов, с которыми Владимир Михайлович когда-то сотрудничал. Также планируем пригласить известного режиссёра Влада Маленко поставить на нашей сцене спектакль по пьесе американского драматурга Лоуэнфельда «Репейник». Он о жизни Льва Толстого. Эти два проекта мы заявили в федеральную программу. Кроме этого, уже сейчас готовим новые премьеры.
- И чем же будете удивлять?
С.Б.: Уже на новогодних праздниках зрители увидят новую постановку «Изрядный Сирокко» по пьесе Гольдони «Кьоджинские перепалки». Это весёлая, зажигательная комедия, где всё через край - и любовь, и ревность. Спектакль будет идти со 2 по 8 января. В прошлом году мы опробовали такую практику: зрителям понравилось, и мы решили её повторить.
Т.Г.: Большинство населения не знает, чем занять себя в новогодние каникулы. Мы предлагаем им прийти в театр.
С.Б.: Не просто хорошо провести время, но и в некотором роде оздоровиться: оторваться от салатов и телевизора (смеётся.- Ред.).
Т.Г.: Шутки шутками, но в 2017 г. нам предложили выступить со спектаклем «Смерть Ивана Ильича» на российском собрании… наркологов.
С.Б.: Это прекрасно, если мы вносим какую-то лепту в оздоровление нации. Кстати, в следующем году эту же постановку мы планируем показать на «Мелиховской весне» - они несколько расширили формат фестиваля: теперь там будут ставить спектакли не только по Чехову. Ну, а я продолжу говорить о премьерах. В декабре состоится показ спектакля «Есенин. Быть поэтом» - это самостоятельная работа нашего молодого артиста Евгения Азманова. Готовится к постановке пьеса «Квартет» Харвуда - об оперных артистах, доживающих свой век в доме престарелых. Эту лиричную, смешную и одновременно грустную историю расскажут на сцене маститые артисты театра (режиссёр - Николай Чебыкин). С крупным произведением классической драматургии решила поработать актриса Мария Колычева. Она планирует поставить спектакль «Коварство и любовь» Шиллера. Не забываем мы и о юных зрителях - их ждёт сказка «Царевна-лягушка». Это не все сюрпризы, но мы не будем рассказывать о них заранее.
Где эмоции?
- Раньше в театры ходили всей семьёй. Знаю, что вы пытаетесь возродить эту традицию.
Т.Г.: Мы надеемся запустить новый проект «Билет в прошлое». Суть его в том, что приходя в театр всей семьёй, липчане могут получать особую льготу: билет для взрослых будет стоить как во времена их молодости, например 40 коп. или 10 руб. То есть полную стоимость нужно будет заплатить только за детский билет. Это, кстати, объяснимо: сегодня дети с классами чаще бывают в театре, чем их родители. Хотим, чтобы они приводили сюда своих пап и мам.
С.Б.: Я считаю, это правильно. Театр должен не только развлекать, но и пропагандировать общечеловеческие ценности, такие как семья, родина, дети…
- Но многие театры сегодня делают ставку именно на зрелищность, спецэффекты. Вы не рассматриваете для себя такой путь?
Т.Г.: Это, собственно, не путь, а одно из направлений. И нам бы хотелось его освоить, потому что современные визуальные технические средства - это не только яркое зрелище, но и прекрасная возможность режиссёрам и артистам реализовывать самые смелые творческие замыслы. А если грамотно их использовать, то они никак не помешают выполнять главную миссию.
С.Б.: Я тоже за! Но мы исходим из тех возможностей, какие есть. Кроме того, я убеждён: никакие технологии в театре не заменят человека с его эмоциями, чувствами. Картинка может быть сколь угодно красивая, но если за ней пустота, то всё - она не интересна зрителю. Русскому человеку нужен катарсис. Если душу не тронешь, никакие технологии не спасут.
- А какие-то новые формы работы со зрителем будете использовать?
С.Б.: Мы думаем над этим. Возможно, попробуем читку современных пьес. Идей много, мы все их обсуждаем с Татьяной Васильевной. Мы вообще работаем в тесном контакте, вопреки разным слухам.
Т.В.: Да и некогда нам заниматься всякий чепухой - вон сколько планов. Жизнь в театре кипит. Может, не все зрители это видят, хотя мы чуть-чуть приоткрываем кулисы, приглашая желающих на «Открытые репетиции». Подобную практику продолжим и в новом году. Мы стремимся быть открытыми, при этом сохраняя тайну закулисья.
Смотрите также:
- Энергетика сцены. Николай Черныш - об актёрах, зрителях и магии театра →
- Нестареющий «Шут». О людях, куклах, традициях и новом времени →
- Театр должен быть живым →