Одни начинают присматриваться к родным побережьям. Другие и вовсе остаются дома. Между тем, чтобы хорошо отдохнуть, иногда и уезжать далеко не надо.
Что покажем?
Но транспортная доступность – далеко не единственная проблема. Информацию о некоторых туробъектах приходится собирать в Интернете буквально по крупицам. Сегодня мало материалов, которые сопровождали бы туриста по региону.
– Да, у нас выпустили два путеводителя, но по одному из них скорее можно заблудиться, а другой – обычный справочник, да ещё и написанный с ошибками, – говорит Александр КЛОКОВ, краевед. – То же самое – сувенирная продукция. Во–первых, её очень мало. А во–вторых, делают её в Китае. Зачем? Разве у нас не хватает своих умельцев? Нет у нас и нормально разработанных туристических маршрутов (отсутствуют описания их и объектов, схемы движения и методические рекомендации для экскурсоводов и т.д.) – одни направления. Предлагаемые же маршруты в основном автобусные. Но ведь не все предпочитают такой вид транспорта. Хорошей альтернативой могли бы стать велосипедные, байдарочные маршруты. Но самое страшное – многие памятники культуры: церкви, усадьбы, – то, чем мы могли бы действительно привлекать туристов, находятся в безобразном состоянии. Например, знаменитая усадьба Семёнова–Тян–Шанского в Чаплыгинском районе гниёт без отопления вместе с экспонатами. А Покровская церковь в селе Репец, связанная с именем Тихона Задонского, того и гляди рухнет. По таким объектам туристов водить просто опасно. Никто не говорит, что нужно их срочно реставрировать, но убрать шатающиеся кирпичи, сделать временную кровлю, благоустроить территорию памятников, поставить туалеты – много труда не составит.
Почём отдых?
Отдельный вопрос – квалифицированные кадры. Для того чтобы люди захотели приобрести турпродукт, его нужно красиво подать. А с этим пока большие трудности. Грамотных экскурсоводов – эрудированных, увлечённых историей родного края, говорят работники туриндустрии, у нас крайне мало.
– Их подготовкой нужно заниматься, и заниматься серьёзно, – уверена и Антонина БОЧАРНИКОВА, руководитель одной из старейших липецких турфирм. – Ведь экскурсовод – визитная карточка города. Он должен не только отлично знать свой «предмет», но и выглядеть соответствующе. Вы посмотрите, какие гиды в Белоруссии – одеты с иголочки, на лицах улыбки. Нашим стоит у них поучиться. И конечно, теория должна сочетаться с практикой. А для этого должно быть больше экскурсий и больше туристов.
Сейчас же экскурсанты в основном – школьники. Что тоже, в общем–то, неплохо: дети лучше узнают свою Родину, больше проводят времени на природе. Если бы не одно «но». Для того, чтобы вывести детей на экскурсию, учитель должен оформить кучу бумажек и получить разрешение. Понятно, что безопасность превыше всего. Но иногда, говорят педагоги, доходит до маразма. В итоге таких энтузиастов становится всё меньше.
Тормозят развитие внутреннего туризма отсутствие единой концепции и, конечно, цены.
– В том же Липецке у нас много хороших гостиниц, в плане сервиса мы сделали серьёзный рывок, но и проживание в них недёшево, – продолжает Антонина Петровна.
В среднем место в двухместном номере стоит от 1400 руб. в сутки на человека. Для примера – столько же стоит одноместный просторный номер в гостинице в Ханое в элитном квартале. Желая получить всё и сразу, владельцы гостиниц отталкивают потенциальных клиентов. А снизь они цену хотя бы на треть – и люди бы к ним поехали.
Какие перспективы?
Конечно, для того чтобы пробудить в людях желание путешествовать по родным просторам, предстоит ещё многое сделать.
– Мы находимся только в начале пути, – говорит Вадим Волков, начальник управления культуры и искусства Липецкой области. – Тот путь, который многие регионы прошли за десятилетия, мы вынуждены преодолевать за месяцы. Но и у нас уже есть успехи.
Интерес к внутреннему туризму растёт как со стороны местных жителей, так и со стороны иногородних. Об этом говорят и цифры. В прошлом году область посетило около 153 тыс. человек – на 10% больше, чем годом ранее. В расчёт брались только люди, проживающие в гостиницах. А сколько ещё побывало на событийных мероприятиях типа «Русборга» и «Русской закваски»? Десятки – сотни тысяч.
– Для нас важен каждый турист – как организованный, так и неорганизованный, – продолжает Вадим Геннадьевич. – Но нужно чётко понимать, кому что предложить. Организованному туристу важен комфорт, поэтому мы должны создавать для него инфраструктуру – гостиницы, кафе и прочее. А для неорганизованного нужно открывать маршруты, которые он может посетить самостоятельно. В этом направлении мы также работаем. Только в прошлом году сотрудники центра событийного туризма разработали 42 маршрута, из них 24 как раз для самостоятельного путешествия.
Почти в каждом районе открыты туристско–информационные центры, в институтах готовят экскурсоводов. Скоро начнёт работу областной тур–оператор.
– Развиваем мы и межобластное сотрудничество. У нас уже есть два серьёзных проекта: «На Дону стоим, Дон славим» и «Событийное кольцо Центрального Черноземья», – говорит Волков. – Кроме того, область находится в поисках своего бренда. Им вполне мог бы стать липецкий курорт, гремевший когда–то на всю Россию. Однако предполагается, что своя «изюминка» будет в каждом районе. Перед главами стоит задача придумать, чем именно – старинными усадьбами, событийными мероприятиями или природными красотами – привлечь туристов, а заодно и инвесторов. Ведь без частной инициативы в области туризма ничего не будет.
Смотрите также:
- Добро пожаловать в Россию. Есть ли замена Египту и Турции внутри страны? →
- Авиация, Бунин и Козьма Прутков. Как турбренды стоит развивать в Липецке →
- Что мешает развитию туризма в Липецке? →