Кошмарят бизнес. Кто мешает работе старейшего завода Ельца?

   
   

Под водой и в космосе

История завода «Прожекторные угли» – это, без сомнения,  отражение истории всей отечественной электроугольной промышленности. Началась она в далёком 1934 г., когда Совет труда и обороны страны, учитывая возросшую потребность промышленности в электроугольных изделиях и принятый в СССР курс на широкую электрификацию, постановил построить в Ельце завод по выпуску элементных углей. Возводить его начали в 1941 г. Но война внесла свои коррективы. Строительство законсервировали. Завод достроили уже после войны. В тот период перед его работниками стояла нелёгкая задача – как можно быстрее освоить выпуск электроугольных изделий. В них остро нуждались авиация и военно–морской флот, железнодорожный и автомобильный транспорт. Даже космонавтика.  Продукция предприятия поставлялась во все уголки мира. Это было время взлёта. Но, как известно, за взлётом часто следует падение. Перестройка, экономический кризис и, в конце концов, практически полная разруха.

– Когда два с половиной года назад я приехал сюда из Казахстана (там находится дилерский центр предприятия – Авт.), то застал завод в удручающем состоянии, – вспоминает Фаиг Рагимов, генеральный директор ОАО «Прожекторные угли». – Полупустые цеха, простаивающие станки. Работники с трудом выполняли в месяц заказы на 7 млн рублей.  Бывший акционер находился уже в таком отчаянии, что готов был отдать завод за бесценок.

И возможно, что так и было бы. Стоял бы сейчас на его месте какой–нибудь очередной торгово–развлекательный комплекс, если бы не Фаиг Шахинович, который вместе с единомышленниками решил спасти предприятие и выкупил контрольный пакет акций. С этого момента начались тяжёлые будни восстановления завода практически с нуля.

– Первым делом надо было собрать команду, – продолжает гендиректор. – Мне нужны были надёжные, проверенные работники, на которых я мог бы положиться. И я пригласил на завод «старую гвардию» – это люди, которые ещё в СССР вместе с учёными НИИ разрабатывали электрощётку. Настоящие профессионалы. Ничего не модернизируя, мы начинали восстанавливать производство.

И дела у завода пошли, появились заказы. Практически сразу руководству удалось заключить выгодный контракт с ОАО «РЖД». А в течение одного квартала ему удалосьувеличить ежемесячный портфель заказов до 23 млн руб.

Доверили не тем?

Когда же предприятие окрепло и прочно встало на ноги, Фаиг Рагимов решил вернуться в Казахстан, где у него жена и дети, а руководство заводом поручить липецким компаньонам, у которых к тому моменту было 25% акций. Знал бы он, какую совершает ошибку.

   
   

– Проходит чуть больше года, мы проводим собрание акционеров и с ужасом узнаём, что завод несёт огромные убытки – около 46 млн рублей, – рассказывает Фаиг Шахинович. – Мы, конечно, в шоке. Как прибыльное предприятие за год может стать убыточным?!

Проводим разбор полётов и выясняем, что в наше отсутствие тут творились интересные вещи. Оказывается, что руководство завода заключило 25–миллионный контракт с некой аффилированной фирмой на поставку продукции, но продукция к нам на склад так и не поступила. Дальше – ещё интереснее. В собственности завода было несколько квартир, предназначавшихся для рабочих. И ключевое слово здесь было, что  теперь они по бумагам принадлежат  третьим лицам – им их просто подарили!

Когда подобные махинации вскрылись, Фаиг Рагимов написал заявления в следственный комитет, прокуратуру и УБЭП. Но, говорит, все уголовные дела спускают на тормозах. Возбудили только одно – по статье «Присвоение, т. е. хищение, имущества» в отношении теперь уже бывшего гендиректора Дмитрия Медведева. Однако на этом беды завода не закончились.

– Мы же отняли у бывшего руководства «конфетку», конечно, ему это не понравилось, – горько усмехается Фаиг Шахинович. – Теперь оно не даёт нам спокойно работать. Как–то выхожу я с завода, а меня на пороге встречают  ФСБ,  УФМС, прокурор, налоговики и даже военные. Ну, говорю, у меня первый раз такой день рождения. Шутка, конечно, а если серьёзно, то мы испытываем жесточайший прессинг. На нас «натравливают» контролирующие органы, устраивают покушение, распускают слухи: то будто бы предприятие на грани банкротства, то будто мы хотим вывезти деньги за границу. Бред! Но самое удивительное, что все им верят!

Фаиг Шахинович убеждён – это делается для того, чтобы подвести предприятие к банкротству. А потом можно будет умело «спустить всех собак» на инвесторов – дескать, это они виноваты, что завод закрылся.

Удивительно, что всё это происходит под носом у власти. Впрочем, гендиректор честно говорит,  что помощи от чиновников они не ждут. Мечтают только об одном – лишь бы не мешали. Но, увы, мешают, и очень сильно.

Жалко людей

Но всем врагам назло завод продолжает жить.    

– Мы изготавливаем электроугольные изделия не только для нужд оборонного комплекса, работаем с ОАО «РЖД», авиационными и транспортными компаниями, предприятиями горнодобывающей, энергетической и металлургической промышленности, – рассказывает Фаиг Рагимов. – При этом наша продукция имеет одни из самых высоких показателей качества среди других производителей в России, и мы постоянно работаем по их улучшению.

Думают здесь и над тем, как улучшить условия труда работникам. Реконструировали туалетные комнаты, некоторые цеховые помещения. В здании лаборатории полным ходом идёт ремонт. Чтобы вернуть тепло в цеха, нужно большое количество оконных блоков. Заказывать их дорого, поэтому решено  запустить    цех по  производству ПВХ–окон.

Вовсю идёт техперевооружение завода. Со дня на день сюда поступит первая партия новых станков из Словакии. Они  позволят значительно облегчить труд работников. Не вдаваясь в технические подробности, скажем только, что теперь вместо тысячи движений рукой достаточно будет нажимать одну кнопку. Фаиг Шахинович надеется, что это привлечёт на завод молодые кадры.

Также уверен директор и в том, что им удастся вернуть заводу былую славу. Не хочется верить, что можно так легко загубить уникальное по сути производство, коих в России по пальцам пересчитать. Ведь если сейчас мы его загубим, то уже не восстановим. Его место займёт Китай, который активно рвётся на наш рынок. А как же тогда импортозамещение, о котором говорят с высоких трибун? Да Бог с ним, с импортозамещением. Жалко людей, ведь если завод закроется, почти 270 человек останутся без работы. Многие из них из–за возраста уже не смогут найти себе новую.

Реклама

Смотрите также: