Откуда такие цены?
Вот и статистика не врёт. За последний год реальные денежные доходы населения уменьшились на 4,6%. А реальная зарплата, рассчитанная с учётом индекса потребительских цен, – на все 8,4% (по данным Липецкстата за январь–сентябрь). При этом цены на продовольственные товары за те же девять месяцев выросли на 10,1%, а на непродовольственные – на 11,3%. Подорожали и тарифы на услуги – на 4,8%.
Больнее всего кризис ударил по самым незащищённым слоям населения – пенсионерам, многодетным, инвалидам.
– Цены вон как поднялись! – возмущается Нина Абрамова, пенсионерка. – В магазины заходить стало страшно. Десяток яиц летом можно было купить за 45 руб., а сейчас приходится отдавать 65. Про лекарства вообще молчу. У меня давление высокое, врач прописал таблетки, которые стоят почти тысячу рублей. Откуда же я возьму такие деньги, когда у меня пенсия всего 8 тыс.?! Вот и лечусь травками.
После покупки продуктов и оплаты коммуналки многие остаются без денег.
– Раньше я могла детей сводить в парк – на аттракционах покататься, а теперь, когда денег с трудом на еду хватает, не до развлечений стало, – говорит Наталья Волкова, многодетная мама. – Приходится экономить буквально на всём. А тут на работе у мужа зарплату стали задерживать…
Задержка зарплаты, кстати, – ещё одна примета кризиса. По данным Липецкстата на 1 ноября 2015 г., предприятия задолжали своим работникам около 10 млн рублей. И это только те, которые сами сообщили об имеющейся задолженности.
Куда уходит бизнес?
Впрочем, ударил кризис не только по незащищённым слоям населения, но и по так называемому среднему классу, представленному, прежде всего, малым бизнесом.
– Пройдитесь по городу и посмотрите, сколько помещений сдаётся в аренду, – говорит Валерий Московцев, доктор экономических наук, профессор. – Малый бизнес уходит. Нет, он не умрёт. Он просто уйдёт в «тень» или в другой регион, если его не поддержат. Пока же мы видим, что этого не происходит. Программы поддержки есть, но, мне кажется, они не работают в полную силу. А ведь во многом от динамики развития бизнеса зависит стабильность и благосостояние населения: чем больше объём товарооборота, тем выше у людей доходы.
Кризис сказался на всех. Когда он закончится, не знает никто. Одни говорят, что ещё годик придётся потерпеть, другие, что кризис растянется на несколько лет. Липецкий писатель Анатолий Коробельщиков считает, что нужно относиться к этому философски:
– Мы пережили столько кризисов: распад СССР, лихие 90–е, дефолт 1998 г., тяжёлые 2008–2009 гг.. Переживём и этот.
Смотрите также:
- Растут только расходы. Почему воронежцы беднеют вопреки статистике? →
- Сколько в Воронежской области бедных? →
- Как остановить рост цен →