Синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ) — одно из самых распространённых неврологических расстройств детского возраста, с которым сталкиваются тысячи семей.
Внутри — «моторчик»
— Анна, действительно ли сейчас наблюдается «бум» детей с СДВГ? С чем это можно связать?
— Резкого роста мы не наблюдаем. Доля детей с СДВГ много лет держится на уровне 4–7 процентов, в среднем около 5 процентов. Просто сейчас кажется, что их больше, потому что и родители, и учителя стали гораздо осведомлённее, стигмы вокруг этого расстройства меньше, да и сами критерии диагностики шире. Современная школа требует от ребёнка больше самоконтроля — и несоответствия этим требованиям стали заметнее. Ну и, конечно, свою роль играют соцсети, где эта тема активно обсуждается. Есть и медицинский фактор — сегодня больше выживает недоношенных детей, а среди них СДВГ встречается действительно чаще.
— С какими основными сложностями сталкиваются родители таких детей?
— В первую очередь, это колоссальная усталость и постоянное чувство вины. В семье растёт количество конфликтов, а обычная рутина превращается в испытание: сборы в сад или школу, выполнение уроков, бесконечные напоминания. В школе, как правило, падает успеваемость, сыплются замечания от учителей. Очень часто у самого ребёнка к СДВГ добавляется сопутствующая тревога или депрессия, трудности с чтением и письмом, тики, расстройства аутистического спектра. Родителям в этом водовороте событий бывает очень сложно разобраться, к какому специалисту идти в первую очередь и что из предлагаемых методов действительно помогает.
— На какие именно поведенческие особенности ребёнка необходимо обращать внимание, чтобы заподозрить СДВГ?
— Прежде всего, на устойчивую невнимательность: когда ребёнок постоянно «витает в облаках», регулярно теряет вещи, делает много нелепых ошибок не из-за незнания, а по невнимательности. Затем — на гиперактивность: ощущение, что внутри у него «моторчик», он постоянно ёрзает, много говорит, ему трудно усидеть на месте. Третий важный признак — импульсивность: он выкрикивает ответы, перебивает, не может дождаться своей очереди в игре, иногда идёт на необдуманный риск.
Часто таким детям трудно управлять своими эмоциями: случаются вспышки гнева или слёз, им сложно переключаться с одной деятельности на другую. Страдают функции планирования, организации своих дел, доведения начатого до конца. В школе это часто выливается в разрыв между очевидным потенциалом ребёнка и его реальными результатами, из-за чего самооценка стремительно падает. В общении со сверстниками возникают конфликты, иногда — полное отвержение и одиночество.
Очень часто СДВГ сопутствуют и другие проблемы: тики, тревожность или депрессия, трудности с чтением, письмом, счётом, нарушения сна. Важный маркер: эти признаки должны проявляться и дома, и в школе, и реально мешать в повседневной жизни — вот тогда это однозначный повод для того, чтобы обратиться к специалисту для диагностики.
Фундамент — строгий режим
— Как помочь ребёнку с СДВГ? Что нужно, а что категорически не стоит делать родителям?
— Очень хорошо помогает создание предсказуемой и понятной структуры. Я имею в виду чёткие утренние и вечерние ритуалы, визуальные расписания дня, чек-листы, организацию рабочего места без лишних, отвлекающих предметов. Любые задачи лучше дробить на короткие шаги и давать инструкцию — только одну за раз. Не скупитесь на похвалу, но хвалите за что-то конкретное. И, конечно, фундамент — это строгий режим сна, ежедневная физическая активность, короткие «двигательные» паузы во время занятий.
Очень полезно целенаправленно обучать ребёнка навыкам планирования и организации. Сейчас существуют специальные родительские тренинги, которые дают реальные рабочие инструменты. Со школой тоже нужен диалог — договоритесь о разумных адаптациях. И, разумеется, в ряде случаев необходимо медикаментозное лечение, которое назначает врач.
А вот чего делать точно не стоит, так это вешать ярлыки вроде «ленивый» или «невоспитанный» — они больно бьют по мотивации ребёнка и его самооценке. Длинные нотации и наказания в этом случае почти не работают. Важно понимать, что специальные диеты и БАДы не лечат СДВГ. А такие популярные методы, как упражнения на развитие межполушарных связей или нейрогимнастика, не имеют доказанной эффективности и официально не рекомендуются для коррекции СДВГ.
— А СДВГ уходит по мере взросления? Если нет, то с чем связан этот миф?
— Этот миф связан с тем, что с возрастом у человека действительно часто уходит та самая заметная, бросающаяся в глаза гиперактивность. Ребёнок как бы «притормаживает». Но вот невнимательность, нарушение функций планирования и то самое внутреннее беспокойство, ощущение «внутреннего двигателя», чаще всего остаются. И они продолжают снижать качество жизни уже взрослого человека, мешая ему в работе, построении отношений и организации быта.
— Действительно ли есть различия в СДВГ у мальчиков и девочек?
— В среднем, да, различия есть. У мальчиков чаще и ярче выражена та самая гиперактивность и импульсивность — их, что называется, «видно», и поэтому к специалистам их направляют раньше. У девочек же нередко преобладает невнимательность и высокая тревожность: внешне они могут выглядеть «тихими» и спокойными, но внутри тратят огромные, истощающие усилия на выполнение обычных ежедневных задач. Из-за этой менее заметной картины диагноз им часто ставят значительно позже, и выше риск развития вторичной проблемы — той же тревоги или депрессии.
Порядок и структура
— Существует ли фармацевтическая помощь для таких детей и когда следует к ней прибегнуть?
— Да, конечно, и это один из наиболее эффективных методов помощи при СДВГ. К медикаментозной терапии стоит прибегнуть, если симптомы расстройства носят среднюю или тяжёлую интенсивность, когда уже страдают учёба, общение с другими, а поведенческих мер и школьных адаптаций явно не хватает. Особенно это актуально, если у ребёнка есть сопутствующие проблемы — та же тревога, депрессия, тики, выраженные трудности обучения. Важно помнить, что диагноз СДВГ имеет право выставлять только врач-психиатр. Этот же специалист занимается подбором терапии, даёт комплексные рекомендации и по медикаментозному, и по немедикаментозному лечению.
— Как помочь таким детям со школой? Что может сделать учитель?
— Главное, что делают учителя в такой ситуации, — это создают на уроке тот самый порядок и структуру, разбивают задания на короткие, понятные шаги, чтобы ребёнок мог начать, продолжить и главное — довести задание до конца. Очень помогает посадить такого ребёнка ближе к учительскому столу, чтобы уменьшить количество отвлекающих факторов, оставить на парте только самое нужное для урока. Иногда можно дать ему в руки неброскую тактильную игрушку-антистресс — она может помочь сосредоточиться, а не мешать. Все задания нужно объяснять коротко и по делу, а длинные работы обязательно делить на маленькие этапы и использовать таймер: немного поработали — коротко передохнули.
В течение урока многие преподаватели дают таким детям небольшие поручения, чтобы они могли легально подвигаться — раздать листы, стереть с доски. И очень здорово, если у учителя получается отмечать главное: понял ли ребёнок тему, усвоил ли материал, а не зацикливаться на почерке или чистоте в тетради.
Разговаривать с таким учеником важно спокойно, без публичных замечаний и нотаций, хвалить его за конкретные, даже маленькие усилия, и, что очень важно, держать одинаковые и понятные правила каждый день.
ДОСЬЕ
Анна Островерхова. Детский невролог, сомнолог, психиатр, соучредитель клиники доказательной медицины. Окончила Воронежский государственный медицинский университет им. Н. Н. Бурденко.