Аргументы и Факты
chr.aif.ru
16+
Черноземье
Аргументы и Факты
chr.aif.ru
16+
Черноземье
Примерное время чтения: 6 минут
83

Поговори со мной, малыш! Как помочь детям с нарушениями речи?

Еженедельник «Аргументы и Факты» № 38. АиФ-Липецк 17/09/2025

Щепетильная и актуальная для многих семей тема речевого развития детей является предметом постоянного изучения специалистов, врачей и нейропсихологов.

Логопед
Фото: Из личного архивa

Стоит ли ждать, когда малыш заговорит сам, насколько связано детское молчание с поведением взрослых и информационными технологиями, можно ли стимулировать речь неговорящего ребёнка – об этом и многом другом разговариваем с логопедом-дефектологом Натальей Иванниковой.

Всё молчит и молчит

– Наталья Александровна, есть мнение, что современные дети стали позже говорить. Так ли это?

– Действительно, современные дети начинают говорить позже. Это факт, давно признанный и врачами, и педагогами. Существует несколько версий того, почему это происходит, но все они относятся к разряду предположений, и ни одну из них нельзя считать доказанной или научно обоснованной. Малыши с момента рождения попадают в перенасыщенную звуками среду: как правило, в доме постоянно работает телевизор, звучит музыка, кто-то разговаривает по телефону. Фоновый шум забивает центры восприятия. Чтобы освоиться и разобраться, современным детям требуется больше времени.

– Некоторые специалисты склонны винить во всём мультики…

– Во времена СССР считалось, что детям до трёх лет нельзя смотреть мультфильмы дольше 15 минут в день. Современные ребятишки зависают в гаджетах чуть ли не с рождения, и это время, как правило, не контролируется. Иногда телефоны/планшеты дают ребёнку сами родители, ведь там так много «развивающих программ» для детей в возрасте 0+. Хотя специалисты по-прежнему считают, что малышам (во всяком случае, до двух лет) синие экраны противопоказаны: ребёнок должен слышать «живую» речь, видеть движения губ и эмоции, которые возникают на лице говорящего – мамы или папы.

– То, как проходила беременность, роды, имеет значение?

– Не секрет, что идеально протекающая беременность в наше время – редкость. Современные мамы работают (а значит, устают, нервничают и т. д.) вплоть до схваток. К задержке становления речи могут приводить как неблагоприятные воздействия в период внутриутробного развития, так и преждевременные, длительные или стремительные роды, родовые травмы, асфиксия в родах и даже ранний перевод на искусственное вскармливание.

– А наследственность играет какую-то роль? Например, папа заговорил поздно, поэтому и сын в два года ещё молчит.

– Да, наследственность может влиять на задержку речевого развития. Если кто-то из родителей заговорил позже, есть большая вероятность, что и ребёнок пойдёт по его стопам. Факторов на самом деле множество. Много путешествуете с ребёнком? Часто меняете место жительства? У малыша за полгода сменилось три няни или два детских сада? Имейте в виду: на время привыкания к новым обстоятельствам развитие речи тоже притормаживается.

Нельзя просто ждать

– Что делать, если ребёнок упорно молчит?

– Самая большая ошибка – это пассивно ждать, когда он заговорит самостоятельно. Специалисты считают, что простая фразовая речь («давай играть», «пойдём гулять») должна возникнуть к полутора-двум годам. С 2 до 3 лет в речи ребёнка обычно расширяется активный словарный запас, появляются двусоставные предложения. Первое плановое обследование у логопеда все дети проходят в два года. Если родителей что-то беспокоит, лучше обратиться к специалисту раньше.

Самый тревожный симптом, который должен заставить немедленно пройти обследование, – отсутствие реакции на голос родителей. В идеале малыш должен оборачиваться на любой звук. Если этого не происходит, возможно, имеются проблемы со слухом или психические нарушения. Предел родительского терпения должен наступить в районе трёх лет. Если ребёнок до этого времени не заговорит, нужно принимать меры.

– Сколько в среднем времени требуется специалисту-логопеду, чтобы «разговорить» молчуна?

– Каждый случай индивидуален. Все дети разные, и нарушения у всех разные. Кому-то достаточно нескольких занятий, а кому-то нужно много месяцев для достижения результата. Для того чтобы эти самые результаты были, я работаю не только с ребёнком, но и с родителями, обучаю их. Это очень важно, ведь с педагогом малыш встречается пару раз в неделю, а с мамой он находится 24/7. И от того, насколько ответственно родитель отнесётся к выполнению домашних заданий и рекомендаций, зависит немалая часть успеха. Самое большое счастье в работе для меня – это успехи малыша и счастливые глаза родителей. Особенно приятно наблюдать динамику, когда ребёнок пришёл неговорящим, а через полгода слышать, как он произносит фразы и предложения.

– С какими логопедическими проблемами вы ещё сегодня сталкиваетесь?

– Помощь логопеда требуется не только малышам, но и школьникам. Нередко учащиеся сталкиваются с трудностями в овладении чтением (это дислексия) или письменной речью (дисграфия). Если ребёнок часто приносит плохие оценки, если на него жалуются учителя, то необходимо обратиться к логопеду-дефектологу за помощью. После определённых обследований я подбираю нужную методику и начинаю работать, и вскоре уже бывают видны результаты. Ещё бытует мнение, что помощь логопеда-дефектолога нужна только детям и подросткам, но это далеко не так. Почти половина обратившихся ко мне пациентов – это взрослые люди. Многие приходят с жалобами на свою дикцию, на неправильное произношение звуков, у некоторых людей логоневроз, паркинсон, постинсультные состояния, посттравматические, когда у человека случается потеря речи. Во всех этих случаях необходима помощь опытного логопеда-дефектолога.

Полезные советы родителям

Больше общайтесь с ребёнком. У разговорчивых родителей дети редко страдают задержкой речевого развития. На первом этапе не требуется никаких специальных приёмов. Просто комментируйте всё происходящее и поясняйте ребёнку свои действия: «На улице шум. Наверное, поднялся сильный ветер. Сейчас включу чайник и заварю чай».

Не дёргайте ребёнка, заставляя повторять слова: в доме должна быть спокойная доброжелательная атмосфера.

Читайте вместе как можно больше, чаще и с выражением. Следите за реакцией малыша. Если книга ему не интересна, отложите и возьмите другую. Это способствует накоплению словарного запаса.

Делайте логопедический массаж: ненавязчиво, мягкими движениями массируйте ребёнку область артикуляции (щёки, губы, язык). Научите его подтягивать язычок наверх. Это помогает разрабатывать мышцы языка и уздечки (подъязычную и две подгубные).

Не бойтесь лекарств. Иногда консервативных мер оказывается недостаточно, и приходится подключать лекарственную терапию. Есть специальные препараты, которые активизируют деятельность речевых зон.

Оцените материал
Оставить комментарий (0)
Подписывайтесь на АиФ в  max MAX

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах