Пошли на убыль. Почему в Липецкой области стремительно падает рождаемость

Последние данные Липецкстата удручают: с января по август этого года в регионе родилось 6665 человек, что на 10% меньше, чем за такой же период 2018 года. А умерло 11 130 человек, то есть на 4465 больше, чем родилось. Население Липецкой области непрерывно сокращается. Невольно возникает вопрос: почему политика властей, направленная на поддержку семей с детьми, не даёт должного результата? 

   
   

Вымираем сёлами

Всего лишь за восемь месяцев 2019 года население Липецкой области сократилось более чем на 4000 человек. Для сравнения: столько проживает на территории села Измалково. То есть по численности в Липецкой области вымер целый райцентр.

Есть такой показатель, как суммарный коэффициент рождаемости. Это среднее число детей, рождённых женщиной за жизнь. Звучит жёстко, но именно так социологи измеряют рождаемость. Так вот, чтобы выбраться из демографической ямы, надо обеспечить показатель в 2,2 ребёнка на женщину. У нас же он гораздо меньше. В 2016 году на одну женщину приходилось 1,7 ребёнка, в 2017-м — уже 1,54, а в 2018-м — 1,49.

А ведь решение демографических проблем было объявлено чуть ли не региональной идеей. Помнится, в марте активно обсуждали национальный проект «Демография», на реализацию которого власти готовы были потратить только до конца года около пяти миллиардов рублей.

Для финансовой поддержки семей, где возраст матери не превышает 24 года, ввели единовременную выплату при рождении первого ребёнка — 85 тысяч рублей. Размер областного материнского капитала за третьего и последующих детей увеличили с 50 тысяч до 100 тысяч рублей. Многодетным стали давать субсидии на строительство жилого дома. Так в чём же дело? Почему эффекта нет?

Кризис семьи

Вот что думает по этому поводу женщина, воспитавшая одиннадцать детей, — Александра Гольм­дорф из Добровского района.

   
   

«Проблема не столько в экономике и социалке, сколько в головах, — считает она. — Сейчас многое делается для поддержки семей. Просто люди сами не хотят утруждать себя детьми. Ведь у нас как рассуждают: у ребёнка должно быть всё самое лучшее, а если мы не можем этого дать, то зачем и рожать. Я считаю, это в корне неправильная установка. Главное, что должно быть у ребёнка, — это любовь родителей. К сожалению, не все это понимают. Это связано ещё и с кризисом семьи».

Слова многодетной мамы подтверждает и статистика: количество разводов практически сравнялось с количеством браков: 4,1 и 5,9 на тысячу жителей.

А протоиерей Владимир Максимчук, ключарь Христо-Рождественского кафедрального собора, видит корень зла в потере духовности.

«Молодёжь ведёт беспорядочную половую жизнь, вступает в гражданские браки, как следствие — увеличивается число абортов, — рассуждает отец Владимир. — Люди боятся оказаться в неудобной ситуации перед родственниками, но не боятся нарушить главную заповедь Божью».

За январь-август 2019 года к врачам с целью прерывания беременности обратилась 1551 женщина. В области на 100 родов приходится примерно 40 абортов.

Замдиректора Института психологии и образования ЛГПУ им. П. П. Семёнова-Тян-Шанского Елена Бычкова считает, у демографической проблемы несколько причин.

«Прежде всего, отсутствие стабильности. Никто не знает, что будет завтра, а рождение ребёнка может усугубить и без того нестабильное финансовое положение семьи. Ведь сегодня с рациональной точки зрения иметь дети экономически невыгодно, многих это останавливает. Ещё один фактор — инфантилизация населения, — говорит психолог. — Если в советское время 18 лет — это уже взрослый, то сейчас некоторые и в 30 ещё дети. Мужчины не хотят брать ответственность, а женщины переживают, как бы ребёнок не испортил их красоту. Какие сейчас ценности у молодёжи? Пожить для себя, построить карьеру, посмотреть мир. Семья и дети перестали быть приоритетами. Плюс нередко на это накладывается негативный семейный опыт. Самое неприятное, что не рожает цвет нации — врачи, учителя, учёные. Я считаю, единственный способ что-то изменить — привести человека к осознанному пониманию того, что ничего важнее семьи быть не может. А для этого надо укреплять позиции среднего класса и менять систему ценностей».

Смотрите также: