Миллионы — в инновации
Несколько лет назад Липецкая область выбрала курс на инновационное производство. И не прогадала. Эксперты признают — сегодня в регионе есть все условия для успешного развития экономики: создана трёхуровневая система привлечения инвестиций, работают особые экономические зоны, индустриальные парки и кластеры.
Напомним, что ОЭЗ ППТ «Липецк» открылась первой в стране. Среди 23 особых экономических зон, зарегистрированных в РФ, она считается одной из наиболее привлекательных для инвесторов. На липецкой площадке располагаются заводы крупнейших мировых компаний. Объём их производства, по данным управления инновационной и промышленной политики области, уже превысил десятки миллиардов рублей. Конечно, на старых станках такого не сделаешь. Предприятия вкладывают миллионы в модернизацию. В общей сложности в ОЭЗ «Липецк» создано около 3,5 тыс. высокопроизводительных рабочих мест (ВПРМ).
Также первыми в России в Липецкой области стали появляться особые экономические зоны регионального уровня. Там уже работает 11 предприятий. Модернизировано 1600 рабочих мест. Вклад в создание ВПРМ вносят не только резиденты ОЭЗ, но и промышленные парки.
Всего по количеству высокопроизводительных рабочих мест в экономике региона мы уверенно входим в пятёрку лучших среди субъектов ЦФО. Лидируют по числу таких мест обрабатывающие производства, госуправление и обеспечение военной безопасности, сельское хозяйство. Отозвались на создание ВПРМ оптовая и розничная торговля, транспорт и связь. Своего часа ждёт малый и средний бизнес.
«Задачу, поставленную президентом России Владимиром Путиным по созданию в стране 25 миллионов ВПРМ, мы успешно выполняем. Это приоритетное направление в развитии региона, — отметил глава Липецкой области Олег Королев. — Ведь высокопроизводительные рабочие места — это высокие зарплаты, высокий уровень жизни населения, высокая прибыль предприятий и, соответственно, высокие доходы бюджета».
Дефицит на квалификацию
Вопрос только в том: кто будет на них работать? Высокие темпы модернизации промышленных предприятий вскрыли серьёзную проблему. По данным управления труда и занятости области, на 1 октября потребность в рабочей силе составляла 11,8 тыс. вакансий. 69,1% из них предназначены для рабочих. Но зачастую такие вакансии некому занимать, так как нет работников с подходящей квалификацией.
«В 90-х годов система профтехобразования в России была практически уничтожена. Прошло четверть века, а ничего почти не изменилось, ситуация только усугубилась. Катастрофически не хватает высококвалифицированных рабочих кадров, способных работать на новейшем оборудовании, — говорит помощник генерального директора по организационным вопросам ООО «ЛеМаЗ» Николай Воеков. — Наши ветераны постепенно уходят, а заменить их некем. На предприятии открыты 64 вакансии. И это при том, что у нас есть свой учебный центр, где мы готовим специалистов по 38 профессиям. Хотя заниматься этим должны образовательные учреждения.
На проблему с кадрами жалуются многие работодатели. Производственный сектор уже давно испытывает нехватку тех, кто умеет, а главное — хочет работать руками. Но как бы там ни было, лёд тронулся. Об этом свидетельствуют большие конкурсы абитуриентов в местные колледжи и техникумы.
«В 2018 г. мы планируем выпустить 6 060 специалистов среднего звена, — сказал заместитель начальника отдела управления образования и науки Липецкой области Руслан Левашов. — Плюс ведём большую работу по лицензированию 23 профессий, которые входят в так называемый ТОП-50 — перечень востребованных на рынке труда профессий. Он составлен исходя из запросов страны».
Развивается в области и движение WorldSkills, направленное на повышение престижа рабочих профессий. Под его эгидой уже прошло два чемпионата, в которых участвовало более 300 человек. Для студентов это была возможность показать профессиональные умения, для работодателей — подобрать себе хороших работников. Но достаточно ли этого, чтобы утолить кадровый голод?
На шаг впереди
Будем честными: специалистов, полностью готовых к работе, на производстве немного. Обыденными стали ситуации, когда предприятия переучивают или доучивают тех, кто пришёл к ним уже с дипломом.
«Учебное оборудование учреждений СПО должно на шаг опережать то, что используется на производстве. Только так мы сможем готовить высокопрофессиональные рабочие кадры, — считает директор Липецкого индустриально-строительного колледжа Игорь Овечкин. — А второй момент — чтобы воспитать грамотного специалиста, нужно вложиться в педагогов, которые смогут передать знания должного уровня. Да, это дорого, это мешает учебному процессу, но не делая этого, ты всегда будешь дышать в спину тем, кто идёт впереди. Образовательные учреждения должны быть гибкими и уметь реагировать на потребности рынка труда».
Но и сами работодатели не должны оставаться в стороне. Впрочем, эксперты отмечают: многие производственники уже пересмотрели своё отношение к сфере образования. Они активно включаются в образовательный процесс: участвуют в итоговой аттестации, предоставляют для обучения производственные площади. Пример такого сотрудничества — ООО «Импульс», Липецкий индустриально-строительный колледж и Липецкий техникум городского хозяйства и отраслевых технологий.
«Проходя у нас практику, студенты знакомятся с оборудованием, деталями, схемами, пробуют себя в работе. Это позволяет им максимально открыто узнать всю суть производства, сделать правильные выводы о том, что их ждёт, что им помогут, поправят, наставят», — говорит генеральный директор компании Виталий Иголкин.
Продолжая традиции советских времён, предприятия пытаются воспитывать кадры со школьной скамьи. Но мы только в начале пути. Самым сложным будет сломать стереотип, что рабочие специальности — низкооплачиваемые и малопривлекательные. На производстве можно зарабатывать, обучаться и расти по карьерной лестнице. А для этого нужно, чтобы слова «слесарь шестого разряда» снова стали вызывать гордость у их обладателя и уважение окружающих.
Смотрите также:
- «Непродвинутые» кадры: почему воронежцы не осваивают профессии будущего? →
- Липецкий индустриально–строительный колледж – успешное будущее →
- России нужны молодые учёные →