Торгуют все. Как Елец кормил Лондон и Марсель

Сегодня торговцы готовы предложить покупателям всё, что душа не пожелает: от еды до одежды и сантехники.  Как говорится, был бы купец, а товар найдётся. А чем торговали их предки сто и более лет назад?

   
   

Потребительский рай

На рубеже веков торговая жизнь в нашем городе кипела.

«Липецк на три, четыре губернии, может быть, единственное место, где находятся в удивительном изобилии все почти продукты, необходимые для выгодной и даже роскошной жизни. Дичь всякого рода, бакалейные товары, вина, фрукты, начиная с отличных слив до ананасов, персиков и абрикосов…В отношении других потребностей жизни, как платье, обувь, шерстяные, шёлковые и галантерейные товары, Липецк не уступает губернским городам», – писали о нынешнем областном центре в XIX веке.

Местом притяжения всех продавцов и покупателей была Базарная площадь. Там можно было купить всё, что душе угодно. По ул. Базарной (ныне Первомайской – Ред.) до реки Воронеж шла торговля скотом. От ул. Канавной (Скороходова) до пересечения с Усманской (Фрунзе) располагалась «толкучка» – здесь торговали с рук яйцами, маслом, курами, ягодой. На самой площади велась возовая торговля. Кроме того, здесь находились постоянные рыбные лавки, в которых круглый год продавали свежую рыбу. А около Липовского пруда располагались мясные лавки.

Впрочем, запастись съестным можно было не только на базаре. В городе работало большое количество магазинов. Самыми лучшими считались галантерейные – Перелыгина и Котельниковой, бакалейные  – Фёдорова и Шелехова, рыбный магазин «Братья Сидоровы», табачный – Богдановой и готового платья – Ананьева.

Для того чтобы лучше представить себе атмосферу того времени, обратимся к книге «Предпринимательство липецкого края в XIX – начале XX века». Вот что пишет её автор,  липецкий краевед Ирина Жирова: «На улице Усманской располагалась пекарня–кондитерская Пелешко, где можно было купить «пирожное всех видов по цене 3 копейки штука, торты, сухари, печенье». Рядом находился гастрономический магазин Сафонова, в котором продавались «орехи вологодские, кедровые – в полном ассортименте». Неподалёку был бакалейный магазин Замятина, который славился мраморным мылом по 12 копеек за фунт. В купеческом районе было три пекарни – Попова, братьев Дадашянц и Серикова. По воспоминаниям липецкого мещанина Серафима Неверова, «хлеб там выпекали сытный, высокий, надавишь, как губка, и опять буханка эта становится высокой, и булки большие французские, мягкие».

   
   

Были в Липецке и элитные магазины. Правда, чтобы попасть в такое заведение, нужно было пройти своеобразный фейс–контроль. У дверей посетителей встречал швейцар, который не только «не пускал внутрь крестьян в лаптях, но даже и зажиточных торговцев, если у них брюки были заправлены в сапоги».

Гречневый деликатес

Но лидировал в развитии торговли, конечно, Елец! Количество лиц купеческого сословия в Ельце было в несколько раз больше, чем в других городах нашего края. Большинство елецких купцов торговало хлебом.

«На многочисленных мельницах на реках Сосна, Воргол и Ельчик пшеница перерабатывалась в муку, отличающуюся особой белизною и добротою, известную в России, и за границей под названием «Елецкая», – продолжает Ирина Жирова.

В Ельце производился и такой деликатесный продукт, как гречневая мука. Её покупали раз в год перед Масленицей специально для блинов. Елец считался чуть ли не единственным поставщиком блинной муки на всю Россию.

Важным предметом елецкой торговли было и сало.

«Крупный и мелкий скот закупался на Украине, перетопленное в Ельце сало отправляли в Москву, Петербург, Ригу», – пишет автор книги.

Особым спросом в городе и за его пределами пользовались елецкие копчёные окорока, производимые купцом Петровым. В 80–х гг. XIX века его сын открыл скотобойню для экспорта свинины в Лондон и Марсель.

Впрочем, в остальных городах тоже без дела не сидели. Лебедянь славилась торговлей лошадьми. Раненбург –  гречихой. На российском рынке этот товар пользовался высоким спросом и был широко известен под названием «Раненбургская гречневая крупа». Данковские купцы хоть и не были богатыми, но к чести своей нашли собственную нишу: торговали солью, рыбой, мёдом, лесом. В Задонске можно было купить хорошего качества и по доступной цене мыло, свечи, кирпич и черепицу.

«Поющая» труба

Были у тогдашних торговцев и свои уловки для привлечения покупателей.

Например, купец Тонких специально установил в галантерейном магазине граммофон. Посмотреть на диковинку собиралась толпа народа.

Как пишет липецкий краевед, «жители города специально «ходили слушать эту трубу и детей водили», а за покупку там людям делали небольшие подарки: зеркальце или «граммочку» – жестяную коробочку».

Хорошая реклама, как известно, двигатель торговли. Знали об этом и липецкие купцы, которые  в «Липецких сезонных листках» печатали рекламные объявления следующего характера: дескать, в доме Шелехова на улице Усманской действует колбасный магазин Рейтера, аптека Карстенса и купеческий клуб.

Необычный способ привлечь покупателей придумал усманский купец Пётр Козырев.

«Он изобрёл изящной формы ночную лампочку «Маяк» и преподнёс её в дар приезжавшему в сентябре 1897 года великому князю Сергею Александровичу, дяде императора. Узнав об этом, местные жители устремились в магазины и стали приобретать точно такие же лампочки», – рассказывает в своей книге Ирина Жирова.

Впрочем, купцы занимались не только торговлей, но и  благотворительностью. На купеческие пожертвования строились церкви, больницы, школы и  приюты. До сих пор в городах нашей области сохранились дома, называемые по имени бывших владельцев – дом Игумнова, Оловникова, Заусайлова.

Смотрите также: