Разорвать замкнутый круг
Очень серьёзно проблемой успешности учеников занимался великий русский педагог-новатор Василий Сухомлинский. Не случайно мы сегодня вспомнили о нём: 28 сентября исполняется 100 лет со дня его рождения.
«Мы в школе также помним и ценим этого выдающегося учёного и первый педагогический совет на тему «Новый учебный год: возможности для развития» посвящаем как раз вопросам успешности наших учеников, — говорит директор школы № 70 г. Липецка Ольга Прокопенко. — Василий Александрович однажды сказал: «Для того чтобы ребёнок успевал, хорошо учился, надо, чтобы он не отставал, учился хорошо». Следовательно, он не успевает, если учится плохо, и учится плохо, если не успевает. Нам нужно разорвать этот порочный круг школьной неуспешности. О том, как это сделать, мы и будем говорить на педсовете».
Ответ на этот простой и одновременно сложный вопрос каждая школа должна найти сама. Единого «рецепта», который бы подошёл абсолютно всем, не существует. Ведь каждое образовательное учреждение уникально: это свой мир, свои традиции, своя атмосфера. Некорректно сравнивать школу инновационную, небольшую, в которой меньше тысячи учеников, и школу большую, расположенную где-нибудь на окраине города, где учатся дети самых разных слоёв населения, в том числе и мигрантов.
«Мы понимаем, что наша школа тоже особенная: помимо того, что она в себя включает ещё и детский сад, образуя единый образовательный комплекс, она охватывает своим влиянием весь наш большой микрорайон, — продолжает Ольга Радомировна. — Её по праву можно назвать центром культурной, общественной и спортивной жизни района. Поэтому, чтобы разорвать замкнутый круг, мы должны призвать себе в помощники всех, кто нас окружает: родителей, дедушек, бабушек, других родственников и, конечно, самих детей».
Переходим на «цифру»
Но главная роль в этом деле всё-таки отводится учителю. Именно он способен мотивировать ученика на успех.
«Не всегда качественный учебный процесс продуцирует такой же качественный результат: можно всё продумать до мелочей, провести интересный урок, а результата не будет. Дети должны захотеть учиться, — поясняет Ольга Прокопенко. — Поэтому правильная мотивация очень важна».
Одним из таких мотивирующих факторов может стать цифровое образование. Современные дети не мыслят себя вне «цифры», и это надо использовать. Электронные дневники, учебники, тетради постепенно приходят на смену традиционным — бумажным. Но они — лишь часть большого инфраструктурного проекта «Цифровая школа», реализация которого, по мнению министра просвещения РФ Ольги Васильевой, приведёт к обновлению всех школ, поможет учителям, а главное — даст возможность школьникам свободно и безопасно ориентироваться в информационном пространстве.
«Ключевое слово — безопасно, — подчёркивает Ольга Радомировна. — Чтобы вырваться из кольца неуспешности, наши дети должны быть защищены. Но как их защитить? В школе мы блокируем «нежелательные» сайты, но ведь жизнь ребёнка не ограничивается школьными рамками: компьютеры, телефоны, планшеты окружают его повсюду».
В современном мире учитель перестаёт быть единственным источником знаний — есть масса других информационных ресурсов. Другое дело — какую информацию почерпнёт там ученик, принесёт она ему пользу или вред?
«Недостаточно просто сказать ребёнку — это плохо, важно объяснить — почему: какие цели преследовал человек, который её создавал, рассказал ли он правду. Мы занимаемся этим на уроках информатики, — говорит директор. — Также в рамках внеурочной деятельности у нас есть отдельный предмет «Медиаобразование». Информационная безопасность — одно их важных условий успешности детей».
Из виртуальности — в реальность
Мерилом успешности ученика часто выступает оценка. Но она может и должна быть и мотиватором. Это инструмент, которым можно многого добиться.
«Оценкой можно как стимулировать ребёнка учиться, так и убить весь интерес к учёбе, — продолжает Ольга Прокопенко. — Поставив «тройку» или «двойку», учитель должен последовательно и аргументированно объяснять ученику, что он сделал не так и как он может исправить положение. Тем самым мы развиваем у ребёнка ещё и навыки самоконтроля, что чрезвычайно важно: когда человек понимает необходимость того или иного действия, ему гораздо проще его совершить».
К необходимым условиям успешности школьника нужно отнести и самореализацию. Ребёнок должен иметь возможность реализовать себя не только в учёбе, но и в других сферах. В школе для этого есть все условия: работают драматическая, хореографическая, вокальная студии, различные кружки и спортивные секции, развито ученическое самоуправление.
«Самоуправление нужно, чтобы ребята обрели уверенность в своей способности изменить мир, научились отстаивать свои интересы и нести ответственность за общее дело, — говорит директор. — Мы стремимся, чтобы как можно больше детей прошло через эту систему».
Недавно ученица 9 класса Ульяна Сотникова стала членом липецкого Молодёжного парламента. Теперь учащиеся 70-й школы будут ещё активнее вовлекаться в городские мероприятия, которые проходят под его эгидой. Это позволит ребятам «пощупать» реальный мир.
«Я считаю, наши дети должны быть больше заняты в реальных делах. Поэтому мы приучаем их к труду, воспитываем у них отзывчивость, милосердие, ответственность за свои поступки, — говорит Ольга Радомировна. — Когда ребёнок правильно осознаёт себя в этом мире, он становится успешным».
Смотрите также:
- Ориентиры на успех. Как школа помогает детям найти дорогу в жизни →
- Правильное воспитание. Как достучаться до сердца ребёнка? →
- Почётный учитель →