В Липецке широко освещался очередной случай травли: мать девятилетнего мальчика заявила, что её сын вторую неделю не учится из-за издевательств, при этом, по её словам, обидчиком оказался сын одного из учителей школы. Сейчас следственные органы проводят проверку.
Откуда корни растут?
— Наталья, почему вообще появляется буллинг, что толкает детей к агрессии?
— Проблема не нова — вспомните фильм «Чучело» 80-х годов, где ярко показана такая травля. Сейчас же добавился новый уровень — кибербуллинг, когда детей травят в социальных сетях, снимают тайно и выкладывают в чаты. В классе, как правило, действует лидер, который собирает вокруг себя группу и выбирает жертву. Исследования показывают, что такой ребёнок часто имеет проблемы внутри семьи. Скорее всего, его обижают дома — кто-то из родителей, либо он растёт в неблагополучной семье, либо перенёс психологическую травму. Надо понимать, что буллинг — это проблема не только ученика, а всего образовательного учреждения. Психологи, администрация, советники по воспитанию должны с этим работать, разрабатывать программы и взаимодействовать с классным коллективом.
— Всегда ли проблема зачинщика в агрессии в семье?
— Каждый случай индивидуален. Конечно, причина может скрываться в попустительстве и вседозволенности. Но нужно смотреть на ситуацию со всех сторон. Возможно, у ребёнка есть психические отклонения, склонность к садизму. Она могла быть заложена изначально, а попав в подходящие условия, он начал её проявлять и получать от этого удовольствие.
— В каком возрасте агрессивное поведение перестаёт быть детской неосторожностью?
— В школьном возрасте осознанно агрессивные дети — обычно это случаи с отклонениями. Поведение же дошкольника —зеркальное отражение семейных отношений. Если в семье есть насилие или неправильные нормы воспитания, проблемы проявляются позже, в школьном возрасте. Маленькие дети по своей природе хорошие, и если с ребёнком что-то не так, в первую очередь родителю нужно работать над собой. К пяти годам дети уже должны понимать, что можно, а что нельзя.
— Как отличить буллинг от обычного конфликта?
— Сейчас слово «буллинг» стало модным. Но иногда действительно происходит путаница между травлей и конфликтной ситуацией. Если дети просто поссорились, что-то не поделили — это конфликт. Буллинг — это нечто иное, это систематическое преследование, когда жертва не может за себя постоять.
Жертва и агрессор
— Как агрессоры выбирают себе жертву? Бывает, что ребёнка переводят в другую школу, а история повторяется. Почему так происходит?
— Критериев может быть несколько. Чаще всего жертвой становится ребёнок со странной внешностью, не похожий на других, слишком тихий, неуверенный в себе. Он сидит сжавшись, молчит — такая мишень привлекает агрессора. Иногда его выбирают за то, что он попал в какую-то глупую ситуацию, за которую ухватился зачинщик. Какие-то личностные черты ребёнка тоже могут спровоцировать травлю. С такими детьми нужно работать, чтобы помочь им адаптироваться. Кроме того, ребёнку важно находиться не только в школьном коллективе, но и в других — кружках, секциях, где он может реализовать свои потребности в общении и почувствовать себя принятым.
— Почему жертва в итоге всегда остаётся одна, а другие дети не поддерживают её?
— Что делать родителям, если ребёнок оказался в позиции жертвы? Кажется, что перевод в другую школу — не выход.
— Самое главное — обратиться к психологу, чтобы он позанимался с ребёнком. Ему очень важно понять, что он ни в чём не виноват. Нужно работать с уверенностью в себе, с самооценкой, учить отстаивать личные границы, помочь обрести внутренний стержень. Буллинг — очень серьёзная психотравмирующая ситуация, которая в подростковом возрасте может довести до суицида. Для подростков личное общение выходит на первый план, и если они становятся объектом насмешек, это переносится крайне болезненно. Если ребёнку очень плохо в классе, он подвергается серьёзной травле, то переход в другую школу —неплохой вариант.
— Насколько эффективны в такой ситуации секции самообороны? Не может ли бывшая жертва, почувствовав силу, сам стать агрессором?
— Заниматься спортом в любом случае хорошо. Если мальчику не хватает силы и физической подготовки, можно отвести его в спортивную секцию. Возможно, это поможет ему дать отпор. Дети понимают, что могут получить сдачу, и это их останавливает. Всё может быть в этом мире, никто ни от чего не застрахован. Но если ребёнок психологически проработан, он не станет агрессором.
Как сплотить класс?
— Почему подростков не вдохновляют положительные примеры, и они оценивают всё с позиции силы?
— Подростков-агрессоров, которые выбирают деструктивную форму поведения, —меньшинство. Хороших детей, которые подражают правильным поступкам взрослых, всё-таки больше. Всё зависит от семьи, от примера, который мы, взрослые, им подаём. Кто-то попадает в среду, где не может выразить себя иначе и потому обижает слабых.
— Как вы относитесь к идее сплачивать класс через совместные походы и преодоление трудностей, как это было раньше?
— Очень хорошо отношусь. Я сама выросла в советские времена, и у нас была такая практика. Когда дети вместе переживают трудности, у них появляются общие разговоры, шутки, смешные моменты — это сплачивает коллектив. Они становятся более дружными, и потом, даже окончив школу, вспоминают об этом с теплотой. Педагоги старой закалки очень многое понимали и вкладывали душу в свою работу. Совместные дела, приключения, преодоление трудностей — всё это идёт на пользу коллективу.
— На ком лежит основная ответственность за решение проблемы буллинга в школе?
— Это комплексная работа. Администрация школы, советники по воспитанию, классный руководитель — все должны быть частью команды. Если в образовательном учреждении есть психолог, по запросу родителей или классного руководителя он должен провести диагностику, понаблюдать за классом, выявить зачинщика, организовать мероприятия, которые сплотят детей. Какими наши дети р 943 астут, во многом зависит от нас, взрослых. Они не просто так становятся агрессивными, нужно искать корень зла, как говорится, и работать на опережение.
— На какие тревожные «звоночки» должны отреагировать родители, чтобы заподозрить, что их ребёнок может стать агрессором?
— Процесс воспитания очень сложен, и никто не застрахован от ошибок. Если ребёнок гиперактивен, его энергию нужно направлять в правильное русло. Если же видны склонности к садизму — важно обратиться к детскому психологу или психиатру для профилактики. Главная ошибка — закрывать на проблему глаза, думая, что ребёнок её «перерастёт». Серьёзный звоночек — если дети получают удовольствие, обижая животных. Они не станут проявлять агрессию к тому, кто сильнее них, а выберут тех, кто слабее — четвероногих «братьев» или более тихих сверстников. Здесь важна внимательность и учителей, которые, наблюдая за поведением детей в классе, должны уметь вовремя разглядеть в нём что-то странное и начать работать с родителями.