Аргументы и Факты
chr.aif.ru
16+
Черноземье
Аргументы и Факты
chr.aif.ru
16+
Черноземье
Примерное время чтения: 8 минут
117

Непоседы: не такие как все? Как обнаружить и что делать, если у ребёнка СДВГ

Еженедельник «Аргументы и Факты» № 41. АиФ-Липецк 08/10/2025
prostooleh / freepik.com

Синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ) — одно из самых распространённых неврологических расстройств детского возраста, с которым сталкиваются тысячи семей.

Почему сегодня кажется, что таких детей стало больше, как распознать проблему и чем можно реально помочь, «АиФ-Липецк» рассказала детский невролог Анна Островерхова.

Внутри — «моторчик»

— Анна, действительно ли сейчас наблюдается «бум» детей с СДВГ? С чем это можно связать?

— Резкого роста мы не наблюдаем. Доля детей с СДВГ много лет держится на уровне 4–7 процентов, в среднем около 5 процентов. Просто сейчас кажется, что их больше, потому что и родители, и учителя стали гораздо осведомлённее, стигмы вокруг этого расстройства меньше, да и сами критерии диагностики шире. Современная школа требует от ребёнка больше самоконтроля — и несоответствия этим требованиям стали заметнее. Ну и, конечно, свою роль играют соцсети, где эта тема активно обсуждается. Есть и медицинский фактор — сегодня больше выживает недоношенных детей, а среди них СДВГ встречается действительно чаще.

— С какими основными сложностями сталкиваются родители таких детей?

— В первую очередь, это колоссальная усталость и постоянное чувство вины. В семье растёт количество конфликтов, а обычная рутина превращается в испытание: сборы в сад или школу, выполнение уроков, бесконечные напоминания. В школе, как правило, падает успеваемость, сыплются замечания от учителей. Очень часто у самого ребёнка к СДВГ добавляется сопутствующая тревога или депрессия, трудности с чтением и письмом, тики, расстройства аутистического спектра. Родителям в этом водовороте событий бывает очень сложно разобраться, к какому специалисту идти в первую очередь и что из предлагаемых методов действительно помогает.

— На какие именно поведенческие особенности ребёнка необходимо обращать внимание, чтобы заподозрить СДВГ?

— Прежде всего, на устойчивую невнимательность: когда ребёнок постоянно «витает в облаках», регулярно теряет вещи, делает много нелепых ошибок не из-за незнания, а по невнимательности. Затем — на гиперактивность: ощущение, что внутри у него «моторчик», он постоянно ёрзает, много говорит, ему трудно усидеть на месте. Третий важный признак — импульсивность: он выкрикивает ответы, перебивает, не может дождаться своей очереди в игре, иногда идёт на необдуманный риск.

Часто таким детям трудно управлять своими эмоциями: случаются вспышки гнева или слёз, им сложно переключаться с одной деятельности на другую. Страдают функции планирования, организации своих дел, доведения начатого до конца. В школе это часто выливается в разрыв между очевидным потенциалом ребёнка и его реальными результатами, из-за чего самооценка стремительно падает. В общении со сверстниками возникают конфликты, иногда — полное отвержение и одиночество.

Очень часто СДВГ сопутствуют и другие проблемы: тики, тревожность или депрессия, трудности с чтением, письмом, счётом, нарушения сна. Важный маркер: эти признаки должны проявляться и дома, и в школе, и реально мешать в повседневной жизни — вот тогда это однозначный повод для того, чтобы обратиться к специалисту для диагностики.

Фундамент — строгий режим

— Как помочь ребёнку с СДВГ? Что нужно, а что категорически не стоит делать родителям?

— Очень хорошо помогает создание предсказуемой и понятной структуры. Я имею в виду чёткие утренние и вечерние ритуалы, визуальные расписания дня, чек-листы, организацию рабочего места без лишних, отвлекающих предметов. Любые задачи лучше дробить на короткие шаги и давать инструкцию — только одну за раз. Не скупитесь на похвалу, но хвалите за что-то конкретное. И, конечно, фундамент — это строгий режим сна, ежедневная физическая активность, короткие «двигательные» паузы во время занятий.

Очень полезно целенаправленно обучать ребёнка навыкам планирования и организации. Сейчас существуют специальные родительские тренинги, которые дают реальные рабочие инструменты. Со школой тоже нужен диалог — договоритесь о разумных адаптациях. И, разумеется, в ряде случаев необходимо медикаментозное лечение, которое назначает врач.

А вот чего делать точно не стоит, так это вешать ярлыки вроде «ленивый» или «невоспитанный» — они больно бьют по мотивации ребёнка и его самооценке. Длинные нотации и наказания в этом случае почти не работают. Важно понимать, что специальные диеты и БАДы не лечат СДВГ. А такие популярные методы, как упражнения на развитие межполушарных связей или нейрогимнастика, не имеют доказанной эффективности и официально не рекомендуются для коррекции СДВГ.

— А СДВГ уходит по мере взросления? Если нет, то с чем связан этот миф?

— Этот миф связан с тем, что с возрастом у человека действительно часто уходит та самая заметная, бросающаяся в глаза гиперактивность. Ребёнок как бы «притормаживает». Но вот невнимательность, нарушение функций планирования и то самое внутреннее беспокойство, ощущение «внутреннего двигателя», чаще всего остаются. И они продолжают снижать качество жизни уже взрослого человека, мешая ему в работе, построении отношений и организации быта.

— Действительно ли есть различия в СДВГ у мальчиков и девочек?

— В среднем, да, различия есть. У мальчиков чаще и ярче выражена та самая гиперактивность и импульсивность — их, что называется, «видно», и поэтому к специалистам их направляют раньше. У девочек же нередко преобладает невнимательность и высокая тревожность: внешне они могут выглядеть «тихими» и спокойными, но внутри тратят огромные, истощающие усилия на выполнение обычных ежедневных задач. Из-за этой менее заметной картины диагноз им часто ставят значительно позже, и выше риск развития вторичной проблемы — той же тревоги или депрессии.

Порядок и структура

— Существует ли фармацевтическая помощь для таких детей и когда следует к ней прибегнуть?

— Да, конечно, и это один из наиболее эффективных методов помощи при СДВГ. К медикаментозной терапии стоит прибегнуть, если симптомы расстройства носят среднюю или тяжёлую интенсивность, когда уже страдают учёба, общение с другими, а поведенческих мер и школьных адаптаций явно не хватает. Особенно это актуально, если у ребёнка есть сопутствующие проблемы — та же тревога, депрессия, тики, выраженные трудности обучения. Важно помнить, что диагноз СДВГ имеет право выставлять только врач-психиатр. Этот же специалист занимается подбором терапии, даёт комплексные рекомендации и по медикаментозному, и по немедикаментозному лечению.

— Как помочь таким детям со школой? Что может сделать учитель?

— Главное, что делают учителя в такой ситуации, — это создают на уроке тот самый порядок и структуру, разбивают задания на короткие, понятные шаги, чтобы ребёнок мог начать, продолжить и главное — довести задание до конца. Очень помогает посадить такого ребёнка ближе к учительскому столу, чтобы уменьшить количество отвлекающих факторов, оставить на парте только самое нужное для урока. Иногда можно дать ему в руки неброскую тактильную игрушку-антистресс — она может помочь сосредоточиться, а не мешать. Все задания нужно объяснять коротко и по делу, а длинные работы обязательно делить на маленькие этапы и использовать таймер: немного поработали — коротко передохнули.

В течение урока многие преподаватели дают таким детям небольшие поручения, чтобы они могли легально подвигаться — раздать листы, стереть с доски. И очень здорово, если у учителя получается отмечать главное: понял ли ребёнок тему, усвоил ли материал, а не зацикливаться на почерке или чистоте в тетради.

Разговаривать с таким учеником важно спокойно, без публичных замечаний и нотаций, хвалить его за конкретные, даже маленькие усилия, и, что очень важно, держать одинаковые и понятные правила каждый день.

ДОСЬЕ

Анна Островерхова. Детский невролог, сомнолог, психиатр, соучредитель клиники доказательной медицины. Окончила Воронежский государственный медицинский университет им. Н. Н. Бурденко.

Оцените материал
Оставить комментарий (0)
Подписывайтесь на АиФ в  max MAX

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах