Начальник таможни: «Работники с червоточиной у нас не задерживаются»

   
   

На этой неделе таможенники отметят свой профессиональный праздник. Многим жителям области их служба «на первый взгляд не видна», но на самом деле таможенники нашей страны выполняют важную миссию – обеспечивают экономическую безопасность, борются с преступностью и пополняют федеральный бюджет.

В преддверии праздника корреспондент «АиФ-Липецк» встретился с начальником Липецкой таможни, полковником Юрием Шмидтом.

Большая перемена

Досье
Юрий Шмидт, полковник таможенной службы, возглавляет Липецкую таможню с декабря 2006 г. Родился в Томской области. Окончил Казахский государственный университет. В таможенных органах с 1989 г. Награждён Почётной грамотой ФТС России, нагрудными знаками «Отличник таможенной службы», «Ветеран таможенной службы», «10 лет ГТК России», медалями ФТС России «За усердие», «За службу в таможенных органах» I, II и III степени.

Екатерина Курдюкова, АиФ-Липецк : Юрий Викторович, расскажите, с чего всё начиналось?

Юрий Шмидт: Липецкая таможня была организована более 20 лет назад на базе одноимённого поста Воронежской таможни. А начиналось всё очень скромно – с нескольких компьютеров и нескольких человек. Сегодня старожилы с улыбкой вспоминают времена, когда мы только переехали в это здание, как сидели на четвёртом этаже в спортзале и занимались оформлением, а на первом этаже полным ходом шёл ремонт. Это сейчас здесь красиво и комфорт­но, но для того, чтобы так было, пришлось немало потрудиться.

   
   

– Какие ещё изменения произошли?

– На самом деле – колоссальные. Сейчас у нас большой штат – порядка 300 человек. Созданы все условия для полноценной работы: кабинеты оснащены суперсовременными компьютерами. Все таможенные органы связаны между собой и с участниками внешнеэкономической деятельности сетью Интернет. В настоящее время у нас в электронной форме выпускается более 98% от общего количества деклараций на товары. Совсем от бумажного носителя мы по объективным причинам пока уйти не можем, но подвижки в этом направлении значительные. Изменилась за эти годы и сама структура таможни: появились разные подразделения – например, отделения валютного контроля, отдел документационного обеспечения.

– А что-то с тех пор осталось неизменным?

– Неизменными остались задачи, которые стоят перед липецкими таможенниками. Одна из них – осуществлять контроль за перемещением товаров через государственную и таможенную границу. Нельзя допустить, чтобы на территорию РФ попала некачественная, а тем более опасная продукция. Также мы следим за тем, чтобы за пределы России вывозились только качественные товары. Но это только часть нашей работы. В наши функции входит сбор таможенных пошлин, налогов, контроль за правильностью оформления документов.

Контрафакт не пройдёт

– Приходилось ли липецким таможенникам сталкиваться с контрабандой?

– Прецедент был много лет назад. В 90-е годы была попытка вывезти за пределы РФ старинные иконы. Но она была пресечена нашими сотрудниками. Больше я ничего такого не припомню. Во-первых, внешнеэкономической деятельностью в Липецкой области занимаются серьёзные предприятия, заинтересованные в честном сотрудничестве. А во-вторых, ввозимые к нам товары, так скажем, не интересны контрабандистам.

– И какие же товары к нам ввозятся, а какие мы экспортируем?

– В структуре импорта у нас преобладают электрические машины, продукты переработки овощей, фруктов, различное технологическое оборудование, минеральное топливо, Также к нам ввозится зерно, скот, птица. 92,9% от общего объёма экспорта составляют чёрные металлы НЛМК.

– А были ли попытки провезти контрафактную продукцию?

– Среди товаров, которые находятся в зоне деятельности Липецкой таможни, почти не встречается контрафакта. Если нам встречается продукция, маркированная товарными знаками известных фирм, а участник ВЭД не может предоставить соответствующее разрешение на их использование, то мы непременно ставим об этом в известность организации – держатели этих знаков. Чаще всего бывает так, что они не возражают против перемещения данной продукции по территории РФ.

Если же говорить о настоящем контрафакте, то он, как правило, попадает к нам иными путями – через другие регионы. Для того чтобы пресечь незаконный оборот контрафактной продукции, была создана рабочая группа, в которую вошли сотрудники МВД, Липецкой таможни, прокуратуры. Они проводят рейды, выявляют нарушения. За годы работы Липецкой таможней было выявлено более 235 тысяч единиц контрафактной продукции – в основном одежда, обувь, косметика.

Весомый вклад

– Таможенные платежи составляют более половины доходов государства. А каков вклад в бюджет страны Липецкой таможни?

– Ежегодно в течение последних трёх лет мы перечисляем в федеральный бюджет свыше 9 млрд – это очень весомая цифра. Спросите, а какая от всего этого выгода нашей области? Самая прямая. Дело в том, что впоследствии эти деньги возвращаются в регионы в виде инвестиций, дотаций, которые идут на медицину, выплату пенсий, различные социальные выплаты.

– А как Липецкая таможня смотрится на фоне остальных?

– Сравнивать достаточно сложно. Каждая область самостоятельна, она,как живой организм, живёт по своим внутренним законам. Сегодня одна область развивается быстрее, другая – медленнее, завтра – наоборот. Но на своём уровне мы выглядим достойно.

– В прошлом году по всей стране начались сокращения в таможенных органах. Вас они коснулись?

– Да, это нас также коснулось: нам пришлось сократить штат примерно на 20% – это порядка 70 должностей. Конечно, прибавилось работы у остальных, но мы пока справляемся. Такие процессы происходят, как вы правильно заметили, по всей России. И это не просто сокращения штатов: некоторые таможенные управления сокращаются до размеров постов, некоторые вовсе ликвидируются. В ЦФО осталось всего около 15 таможен, в том числе и Липецкая. Продолжают работать в прежнем режиме и пять наших таможенных постов: НЛМК, «Стинол», Правобережный, ОЭЗ «Липецк» и Елецкий. Я настроен оптимистично. Всё-таки на территории области есть ещё проекты, которые будут развиваться, – это в первую очередь особая экономическая зона, где будут сосредоточены значительные капиталы, поэтому без работы, надеюсь, мы не останемся.

За чистоту рядов

– Когда говорят о таможенниках, сразу вспоминается Верещагин, которому «за державу обидно». А каков, на ваш взгляд, портрет современного таможенника?

– Верещагина, конечно, знают многие. Но есть ещё и поручик Крыков из книги «Россия молодая», по которой был снят одноимённый фильм. Этот герой произвёл на меня даже большее впечатление. А если говорить об образе современного таможенника, то я вижу молодого человека, в костюме, с ноутбуком в руках и обязательно – с улыбкой на лице. Последнее очень важно, потому что именно с улыбки и начинается контакт, налаживание отношений. Конечно, сотрудник таможни должен всегда помнить и о своём моральном облике. Быть честным, неподкупным.

– К сожалению, не все такие. Как вы боретесь за «чистоту рядов»?

– Разными способами. Кого-то привлекаем к ответственности, вплоть до уголовной, с кем-то не продлеваем контракты. Буду честным: и в наших рядах иногда встречаются люди, трудовая деятельность и моральный облик которых бросают тень на таможенные органы. Мы стараемся, чтобы они у нас не задерживались. Но, как говорится, от ошибок никто не застрахован. На лице ведь у человека не написано – честный он или с червоточиной. Хотя мы тщательно проверяем каждого, прежде чем взять на работу. Также у нас создано подразделение по борьбе с коррупцией, которое занимается всеми этими вопросами.

– Что вы пожелаете своим сотрудникам в канун праздника?

– Хочу сказать спасибо всему коллективу Липецкой таможни за добросовестную работу. А пожелать хочу главного – здоровья, стабильности и веры в будущее.

Верьте, таможня обязательно будет существовать и оставаться востребованной в Российской Федерации.

на правах рекламы

Смотрите также: