Ожившие «мертвецы»
АиФ: – Владимир Игоревич, насколько подвержен манипуляции современный обыватель? И какие есть способы манипулирования?
В.С.: – В последние три года стала особенно активно применяться фабрикация фактов. Например, из ничего создали целую гражданскую войну в Ливии: просто непонятно кто, непонятно в кого стрелял перед камерой. В Дохе, в Катаре, был сделан макет Зелёной площади – главной площади страны. Американцы овладели линиями связи и, ещё не захватив Триполи, по местному телевидению показывали ликующую толпу на якобы взятой площади – так оказывали психологическое давление. Часто делаются инсценировки в Сирии. Например, одни и те же дети притворялись мёртвыми и потом «оживали» в других местах. Один и тот же мужчина изображал убитого и в Ливии, и в Сирии. Персонаж телесюжета о газовой атаке в Гуте заявляет: «Мы почувствовали смертоносный запах зарина!» Но у зарина нет запаха.
Современный зритель не привык верить на слово – ему нужно показывать события. Поэтому фабрикация видео – важнейший приём современной пропаганды.
Сегодня активно применяется такая манипулятивная технология, как вброс. Обычно утром или вечером в популярных блогах появляется сообщение о мелком происшествии, значение которого сильно раздувается. Или же утверждается откровенная ложь. Таким приёмом сегодня активно пользуется либеральная оппозиция. Например, летом сообщали о том, что в Воронежской области, в Россоши православная церковь запретила День Нептуна. Потом выяснилось, что это «утка».
«Фургон с оркестром»
АиФ: – Что с точки зрения манипулятивных технологий можно сказать о недавних мэрских выборах?
В.С.: – По сравнению с выборами минувших лет последняя кампания прошла очень спокойно. Агитации на телевидении уделялось мало внимания. Политическая реклама была весьма невзрачной. Основные события разворачивались в Интернете. Там регулярно появлялись мультики, которые раньше бы назвали тупыми, а сегодня называют креативными. А основной манипулятивный приём, который применялся – это «фургон с оркестром», или «манипулятивная платформа». Утверждалось: большинство – за Александра Гусева, и он победит. И второе – эксплуатация образа «человека дела». Последний приём «Единая Россия» использует ещё с момента своего появления в 1999 году. Хотя в данном случае примеров реальных дел почти не было. Отсюда и рекордно низкая явка.
АиФ: – Какие пропагандистские кампании ведутся сейчас в отечественных и зарубежных СМИ?
В.С.: – Например, украинские СМИ пытаются показать выгоды от сотрудничества с Евросоюзом – прежде всего, это безвизовый режим и свободный рынок труда. В то же время посол Украины в ЕС на днях открыто сказал европейцам: «Не надо бояться, мы не будем добиваться ни свободного рынка труда, ни безвизового режима. Главное для нас – торговое партнёрство». Получается, одним говорят одно, другим – другое. А в Одессе лишили лицензии канал ОТВ, принадлежащий бывшему депутату Партии регионов Игорю Маркову – политик активно выступал против евроинтеграции, а сейчас находится под стражей.
С другой стороны, Россия начала информационную войну, в ходе которой говорят – и, на мой взгляд, справедливо – о том, что Украине очень не выгодна ассоциация с ЕС, что ЕС трещит по швам, что украинские товары там никому не нужны. В данном случае российские СМИ не столько манипулируют, сколько акцентируют внимание на проблемах. Например, говорят о том, что Янукович ищет европейскую «крышу», чтобы легче было воровать, и т. п.
Либералы сейчас делают жёсткие заявления по поводу Олимпиады в Сочи: мол, она не нужна, и лучше потратить деньги на бедных. Что, конечно, неправильно: Олимпиада – вложение средств в развитие страны. В свою очередь, подконтрольные власти СМИ прикрывают манипуляцией наступление на социальные права граждан. Сегодня обсуждается вопрос о том, чтобы к 2015– 2016 годам поднять цены на услуги ЖКХ на европейский уровень и даже выше. Предлагают перестать выплачивать материнский капитал. Но острые экономические и социальные темы практически не поднимаются на государственных каналах. Хорошо, что запрещают пропаганду гомосексуализма и усыновление детей иностранцами. Но это во многом – отвлечение внимания от социальных проблем, которые никуда не пропадают: реальные доходы населения продолжают падать.
Верьте кошельку
АиФ: – Как известно, во времена кризисов накал пропаганды растёт. Как можно понять, что твоим сознанием пытаются манипулировать?
В.С. – Когда звучит тезис о том, что надо затянуть пояса – это однозначный обман. Почему– то затягивать пояса должны только люди труда, а властные элиты свои пояса не затягивают. Например, после кризиса и у нас, и в США банки получили безвозмездные бюджетные кредиты. Получается, за деньги простых людей решались проблемы банкиров. Люди должны смотреть на то, что у них в кошельке. Если они видят, что цены растут, а зарплата нет, не стоит доверять риторике о повышении общественного благосостояния. Надо включать жизненный опыт. Впрочем, разговоры о кризисе – это тоже манипуляция. У государства есть все средства для того, чтобы поднять уровень жизни граждан.
АиФ: – Сегодня многие люди сознательно отказываются читать тексты и смотреть видеосюжеты, в которых сообщается негативная информация. Насколько оправданна такая позиция?
В.С. – Ещё поэт Томас Элиот говорил о том, что человеческое существо не может вынести слишком много реальности. Но негатив негативу рознь. Одно дело – откровенная чернуха про изнасилования, убийства и пр. Но то, что люди не хотят воспринимать критическую информацию о происходящем в стране – это действительно плохо. Критиковать элиту нужно. Чем более критично мы относимся к реальности, тем меньше шансов, что нас обманут.