На прошлой неделе в Липецке прошёл первый в истории страны Всероссийский фестиваль спортивной песни. Участники из более чем тридцати регионов представили на него свои произведения. Председателем жюри на фестивале выступал известный российский бард Алексей Витаков. Для «АиФ-Липецк» он согласился ответить на несколько вопросов.
Больше, чем спорт
АиФ: – Алексей Иольевич, как вам пришлась идея – объединить спорт и музыку?
А.В.: – На самом деле поначалу эта идея меня несколько шокировала. Но если мы обратимся к далёкой истории, то увидим, что многие поэты и философы были замечательными спортсменами, становились победителями олимпийских игр. То же знаменитое изречение «В здоровом теле здоровый дух» не случайно придумано поэтом. В общем–то, и сегодня многие барды являются неплохими спортсменами или были таковыми в прошлом. Например, Александр Розенбаум.
АиФ: – А вы сами в каких отношениях со спортом?
А.В.: – В хороших. Когда-то занимался самбо, дзюдо, боксом. Не на профессиональном, конечно, на любительском уровне. Помнится, у меня даже были серьёзные достижения в этих видах, но это было очень давно (смеётся. – Ред.) А возвращаясь к нашему разговору о том, что же роднит спорт и творчество, скажу, что в первую очередь их роднит наивысшая внутренняя концентрация. Чтобы написать удачные строки, от поэта требуется высокая самоотдача, то же самое и от спортсмена – чтобы победить.
АиФ: – Но почему возникла потребность из авторской песни выделить спортивную?
А.В.: – Я совершенно убеждён, что спорт – это отдельный мир, о котором надо писать стихи, сочинять песни. Огромный мир, где люди, не щадя себя, идут к победам. В гостинице за завтраком я видел легендарного хоккеиста Владимира Петрова, эту его переломанную походку, и вспоминал, как семилетним мальчишкой просиживал возле телевизора, когда они рубились в Канаде. Могу сказать точно – это было больше, чем спорт.
Болезнь роста
Досье | |
---|---|
Алексей Витаков родился в 1966 году в Коми АССР. Окончил литературный институт им. Горького. Поэт, бард, член Союза писателей, лауреат нескольких литературных премий, автор 6 поэтических книг. Главный редактор журнала «Осиянное слово». Автор и ведущий программы «Арт-кафе «Господин Ветер». |
АиФ: – Что скажете о песнях, которые звучали на этом фестивале?
А.В.: – Конечно, требовать от первого фестиваля каких-то невероятных исполнительских или авторских шедевров вряд ли было можно. Должно пройти время. Серьёзные авторы должны узнать об этом проекте. Сейчас нужно быть готовым к тому, что будет очень много конъюнктуры, откровенной графомании, как это было с фестивалем «Куликово поле». Когда тринадцать лет назад он только начинался, на него заявилось полсотни авторов, которые писали про Куликово поле. Это как болезнь роста, её нужно просто перерасти.
АиФ: – Думаете, когда-нибудь появятся песни, которые смогут затмить шлягеры прошлых лет, такие, как «Команда молодости нашей», «До свиданья, Москва» и др.?
А.В.: – Я считаю, нет пределов совершенству. И наше время, и наше поколение могут явить миру хорошие произведения. И кстати, почему бы это не сделать липчанам, у вас много талантливых авторов. Со своей стороны я предложил в будущем расширить формат фестиваля и добавить в него номинацию «Поэзия». Потому что без хорошей содержательной базы нельзя добиться высокого уровня. Мы – очень вербальный народ. Мы абсолютно зависимы от языка. Будет язык, будет качественная строка – появится и хорошая музыка.
АиФ: – Но ведь для того чтобы написать такие строки, которые бы могли стать новым гимном отечественного спорта, мало быть поэтом, нужно быть патриотом…
А.В.: – А они есть. На протяжении последних двадцати лет из нас калёным железом выжигали чувство любви к родине, западные идеологи всячески разрушали нашу систему ценностей. Конечно, они в этом сильно преуспели, но я думаю, что загадку русского человека они так и не разгадали. Мы ещё возьмём своё.
Можно бороться
АиФ: – Что вы думаете о современной эстраде? Есть там достойные исполнители?
А.В.: – Современные эстрадные исполнители не вызывают у меня уже никаких чувств – ни раздражения, ни жалости, ни иронии. На них смотришь, как на некий такой зоопарк, на клоунов, которые непонятно ради чего живут. Которые не понимают, что все свои «Мерседесы», коттеджи, деньги они на тот свет не заберут. Не понимают, что после себя нужно что-то оставить. Какие-то человеческие вещи, которые у них просто отсутствуют.
АиФ: – Но народ их слушает, ходит на их концерты…
– Ходят кто – домохозяйки? Так это далеко не весь народ. Я не думаю, что на современную эстраду массово ходят врачи, учителя, доктора наук – наша интеллигенция. Это ведь тоже народ. А потом я убеждён, что народ устал от того, что он видит на экранах телевизоров.
АиФ: – Тогда почему он до сих пор это видит?
А.В.: – Есть такое понятие, как наглость. Именно она в данном случае завладела выжженным пустырём. Когда в стране рухнули мощные институты – литературной, музыкальной критики, появились так называемые продюсеры, которые теперь хвастаются друг перед другом, какое новое, извините, дерьмо они покажут, и «пипл это схавает». Они придумали слово «формат». Когда приносишь настоящее произведение, они говорят – это не формат. И включают шансон, как будто мы только и думаем о чувствах тех людей, которые сидят в тюрьмах. Я не говорю, что они там все плохие. Но это не должно быть в доминанте. Не должно быть форматом. А в доминанте сейчас жуткий перекос ко всему самому плохому, тому, чему в нормальном обществе место в андеграунде. Есть и другое – настоящее, живое, только ему не дают ходу. Но вопреки всему живёт же проект «Осиянное слово». В его рамках прошло уже четырнадцать фестивалей, и молодёжь на них едет, значит, можно бороться и можно побеждать.
Смотрите также:
- Рупор эпохи. О поэтах-губках, вреде «зомбоящика» и жертвах искусства →
- Поэт Павел Проспектов: «Мою рифму нужно почувствовать» →
- Марина Кудимова: "О времени и о себе" →