Без дома. Почему липецкие сироты ждут жильё годами

maria-anne / pixabay.com

В списках не значится

Судьба 27-летнего Ивана Быкова похожа на судьбы сотен других таких же, как он, сирот. Он рано остался без отца и матери. Обоих лишили родительских прав. Ивана поместили в Лебедянский детский дом, затем – в липецкую школу-интернат. Закончив её, парень поступил в профтехучилище № 2, где получил профессию газосварщика. Но когда уже казалось, что жизнь налаживается, судьба нанесла ему новый удар. В результате трагедии Иван лишился обеих ног. Около года он провёл в больнице – перенёс сложнейшие операции. Потом был длительный период восстановления сначала в стационаре, потом – в Введенском геронтологическом центре (он и сейчас там живёт). Молодой человек заново учился стоять, ходить, да вообще жить. Всё это время он свято верил, что стоит в очереди на жильё.

   
   

«В училище за мной был закреплён соцработник, который занимался вопросом постановки меня на учёт как нуждающегося, – рассказывает Иван. – Он неоднократно писал по этому поводу в администрацию района, но ответа не получал. В начале 2018 г. я решил узнать, как продвигаются мои дела, и обратился в органы опеки, но оказалось, что ни в какой очереди я не стою, ни в каких списках не значусь».

В просьбе Ивана поставить его на жилищный учёт сейчас ему отказали, аргументировав тем, что все сроки уже пропущены. Действительно, законом определено, что сирота должен встать на учёт до 23 лет. Но ведь он пропустил сроки не по своей вине.

«Иван обратился за помощью ко мне, и мы, посоветовавшись, пришли к выводу, что будем решать вопрос в судебном порядке, – говорит адвокат Максим Золотарёв. – Мы обратились с иском в Октябрьский суд, и тот вынес решение – обязать управление ЖКХ предоставить Ивану благоустроенное жилое помещение».

Решение суда вступило в силу 17 мая. Но ни в июне, ни в июле исполнено не было. Иван подождал до августа и написал жалобу в прокуратуру. Судебные приставы направили в управление ЖКХ требование – предоставить истцу жилое помещение в течение 45 дней. Чиновники отреагировали, но не так, как ожидал Иван – они обратились в суд с просьбой дать им отсрочку. Однако суд им отказал.

Кто последний?

Иван – не единственный сирота, нуждающийся в собственной крыше над головой. Как сообщила старший помощник прокурора области Татьяна Ткачёва, на 1 мая 2018 г. в регионе на учёте на получение жилья стояло 2328 человек. При этом квартиры уже должны были дать 1500 сиротам, но пока так и не дали. В прошлом году власти закупили для детей-сирот 178 жилых помещений. В этом планируется ещё 250. Наверное, и этому стоит порадоваться, – один из десяти, нуждающихся в жилье, получает свою квартиру. Но девять-то продолжают ждать. Иногда годами. Бывает, что положенного по закону приходится добиваться через суд. Неужели чиновникам проще заплатить судебные издержки и штрафы, чем вовремя обеспечить сирот жильём?

   
   

«Есть определённая процедура приобретения жилья для детей-сирот. Согласно закону, среди застройщиков объявляется конкурс и выбирается подходящий вариант. Но далеко не каждое жильё подходит – требования к нему достаточно жёсткие и по цене, и по качеству, – поясняет специалист управления ЖКХ Вера Дешёвых. – Мы, конечно, ведём работу со строительными организациями, но не всё зависит от нас. Что касается ситуации с Иваном, то на тот момент, когда он обратился в суд, в жилищном фонде отсутствовало жильё, приспособленное под нужды маломобильных граждан. Именно поэтому мы просили суд дать отсрочку. Как только такое помещение появится, мы тут же его предоставим».

Сам Иван смотрит в будущее с оптимизмом и надеется, что власть исполнят свои обязательства. Тогда у молодого человека, наконец, появится собственный угол, и он сможет наладить свою жизнь.

Смотрите также: