История уходит корнями в 1990-е. Тогда завод по договору с управлением пожарной охраны и построил «пождепо на 6 машин и общежитие для обслуживающего персонала». В 1993 году предприятие приватизировало свое имущество. Сегодня сложно точно установить, как здание, где жили больше 100 человек, от детей до пенсионеров, стало «уставным капиталом». Но факт остается фактом: общежитие было приватизировано вместе с обитателями.
Росчерком пера плотно заселенный дом перешел в разряд нежилого «вспомогательного помещения», а люди стали «жильцами» условно. Итог сделки: действующие сотрудники МЧС вместе с семьями практически превратились в бомжей.
— Старикам, живущим в доме, сложно получить льготные лекарства, матерям — детские пособия: везде требуется документ о регистрации. Родившихся малышей не регистрируют, страховых полисов детям тоже не полагается, — с горечью рассказывает представитель инициативной группы Ирина Салимон. — Мы лишены социальной помощи, невозможно и встать на очередь по улучшению жилищных условий.
Арбитражные суды всех инстанций отказываются признать за домом статус общежития — истек срок исковой давности по сделкам приватизации, проведенным в начале 1990-х годов, а закон, как известно, обратной силы не имеет.
Вот это профилакторий…
Куда смотрит власть? Она порывалась восстановить справедливость, но делала это без присущей ей в иных ситуациях твердости. Сомнительную приватизацию пытался обжаловать КУГИ — и потерпел фиаско. Оказался бессильным и Жилищный комитет. Подключился уполномоченный по правам человека Игорь Михайлов, дело дошло до губернатора. Однако проблема так и не решена: людей в любой момент могут выселить.
Но и это цветочки. Пока шли суды, под шумок здание… дважды продали. Теперь по документам общага стала профилакторием. Сегодня его владельцем является бизнесмен Александр Герок, известный в городе по операциям с недвижимостью.
— Новый хозяин потребовал освободить помещение, в суд уже поданы иски о выселении, — подтверждает Ирина Салимон. — Все, кому есть куда, уже уехали. Можно и остаться, но на коммерческих условиях. «Всего-то» надо платить от 18 до 25 тысяч рублей в месяц. Конечно, мы отказались, таких денег у нас просто нет. Теперь 24 семьи живут под постоянным страхом выселения.
Чтобы приструнить строптивых, в доме отключили электричество, воду, газ и отопление. Вернули «цивилизацию» только по решению Красносельского федерального суда. Да и то с ограничениями.
— Электричество нам дали, но по минимуму, — хором говорят жильцы. — Включишь чайник, и пробки тут же «выбивает». Тепло пришло в середине зимы, когда многие уже переболели. А газ вообще стал поступать только в апреле.
«Техническая ошибка»
Такая ситуация не нонсенс. В подвешенном состоянии в городе находится 41 общежитие. Затяжной конфликт зреет на Полярников, 9а. Там также в ходе приватизации таинственным образом появилась справка, где утверждалось, что общежитие — это административно-бытовое здание. Десять лет работники предприятия ни о чем не подозревали, пока не получили иски о выселении из комнат, которые считали своими. КУГИ не удалось признать приватизацию незаконной — поздно. Сейчас заявления жильцов находятся в Невском федеральном суде, но в счастливый исход верят немногие.
Страсти накаляются и вокруг общежития санатория «Комарово», расположенного в знаменитом поселке (Социалистическая ул., д. 2а). Там прописаны 20 семей, 53 человека. Скорее всего, им придется покинуть привычные квартиры. Защитники пытаются помочь людям, добросовестно проработавшим по 20–25 лет, получить ордера на вселение в другие метры, но задача эта многотрудная.
Одержали победу лишь жильцы общежития на ул. Демьяна Бедного, д. 28, но и там радость царила недолго. Предприниматель подал кассационную жалобу, и городской суд отменил решение.
Что делать? Важна позиция власти. Сегодня о ситуации с общежитиями говорят как о «технической ошибке», недостатках законодательства. Но чиновники признают, что отвечать за судьбы людей должен город.
Мнение экспертов:
Марина Орлова, первый заместитель председателя Жилищного комитета:
— Проблема с общежитиями — одна из самых острых. Выход — переговоры с хозяевами зданий о передаче их в дар городу. Такая практика дает свои результаты. Например, в 2007 году удалось расселить десять общежитий. В 2008-м мы надеемся «получить» еще 25. Переговоры по этим объектам активно ведутся. Кроме того, идет работа с инвесторами. От них уже поступило порядка 30 заявлений. В планах городских властей — решить проблему общежитий до 2011 года.
Игорь Михайлов, уполномоченный по правам человека в Санкт-Петербурге:
— Десятки общежитий в Санкт-Петербурге находятся в правовом вакууме. По каждому из этих адресов ведется целенаправленная работа совместно с прокуратурой, судебными инстанциями, Жилищным комитетом. Мы все оказались в очень сложной ситуации.
С одной стороны — массовая, в ряде случаев не совсем коррект.ная приватизация, с другой — 40-я статья Конституции, запрещающая лишать человека единственного жилья. В некоторых случаях установить, кто же совершил ошибку и допустил нарушение закона, практически невозможно. Сегодня надо не искать виноватых, а объединить усилия, чтобы соблюсти интересы частной собственности и не оставить людей без жилья. Я готовлю материалы для прокуратуры и буду постоянно держать эти дела на контроле.