Историк Елена Фёдорова за границей прожила больше десяти лет: преподавала в Кувейте и Германии. Но педагогический опыт в российском посольстве в США — особая страница в её биографии. Её липчанка перевернула и не хочет больше открывать. Почему — выясняли корреспонденты «АиФ-Черноземье».
Ученики «зазаборные»
МИД подбирает педагогические кадры для работы за границей по простой системе. Школы регулярно извещают о вакансиях, желающие подают документы в департамент, потом их рассматривают в областном управлении образования, а затем в Москве. Так Елена Федорова и получила эту работу. Знания в посольских школах дают по российской общеобразовательной программе, но с углублённым изучением английского языка.
«В таких школах учатся дети работников посольства, а также так называемые «зазаборные» отпрыски наших эмигрантов, — рассказывает Елена Фёдорова. — К нам приводят ребятишек от смешанных браков, учим детей сотрудников посольств Украины, Белоруссии, Казахстана — у них нет своих школ. Посольские классы небольшие: от семи до 16 человек, — продолжает Елена Анатольевна. — Всё время идёт ротация: кто-то уезжает, кто-то приезжает. В конце 2017 учебного года десятый класс, например, был совсем маленьким, три человека, многие уехали после того, как наших дипломатов массово выдворили из страны».
Аттестат посольской школы котируется наравне с федеральным. По словам Елены Анатольевны, никаких идеологических битв по историческим темам на её уроках не возникало. Дети и их родители с американским паспортом нормально воспринимали информацию о том, что главная роль в разгроме фашизма принадлежит Советскому Союзу.
«Они всё-таки пришли учиться в русскую школу, при этом каждый так или иначе связан с Россией. У некоторых прадеды погибли на войне. Ребята действительно помнят свои корни и гордятся ими, — отмечает Елена Фёдорова. — Например, среди моих учеников была девочка, у которой папа — русский, мама — американка, а прабабушка была медсестрой на фронте. Накануне 9 Мая школьница столько информации о ней собрала! Всем было интересно узнать её путь, посмотреть старые фотографии».
Ещё один миф, что американская образовательная система лучше российской, Елена Анатольевна сразу развеивает. Она уверена, что у американской системы хватает минусов. Родителей, как правило, не устраивает уровень преподавания в учебных заведениях. К слову, в США школы бывают двух типов: общеобразовательные и для одарённых детей. Образование везде и для всех бесплатное. Но при этом есть частные школы, где и программа слабая, и требования низкие, главное, чтобы дети и родители были довольны и исправно оплачивали обучение.
Свои и чужие
«Шпиономания», повально захватившая американцев, коснулась и семьи Елены Фёдоровой. Её дочь Аня решила подтянуть в Штатах английский. Ещё находясь в России, девушка через интернет познакомилась с молодым человеком из США, который обещал устроить ей экскурсию по Вашингтону. Но когда она прилетела к матери в гости, парень наотрез отказался с ней встречаться. Фёдоровы решили выяснить, в чём причина. В итоге оказалось, что всё дело в работе Елены Анатольевны. Несостоявшийся экскурсовод признался, что хочет сделать карьеру государственного служащего, а контакты с русскими портят репутацию.
«Да при желании его самого можно было принять за потенциального лазутчика. Учился в России, в Питере, хорошо знает русский язык, нашу литературу и кино, — улыбается Фёдорова. — А знаете, какие суждения он вынес о России? Страна варварская, так как в ней живут нетолерантные люди, которые неодобрительно высказываются о телеканале «Дождь», да к тому же не сходятся со всем цивилизованным миром во мнении по поводу гомосексуализма…»
Впрочем, история с экскурсией имела любопытное продолжение. После того, как первый гид залёг на дно, объявился другой — мужчина лет 35. Фёдоровы, уже умудрённые опытом, не сказали американцу, что Аня находится в гостях в посольстве. Об этом девушка рассказала незнакомцу при встрече. Сделала это, чтобы посмотреть на реакцию мужчины. А тот признался, что за пять минут разговора с русской он страшно вспотел. Оказывается, у него недавно был опыт общения с иранцем, после чего ему звонили из органов.
Впрочем, про государственную безопасность не забывают и в российском посольстве. Знакомых американцев приглашают на нашу территорию «на чай» не часто. Хотя Елена Анатольевна говорит, что в принципе такое возможно, но для этого нужно получить допуск, а это достаточно сложная процедура.
Потому, как правило, праздники отмечают вместе со своими. Вот, например, 8 Марта. По словам Елены Фёдоровой, «посольские» мужчины в этот день особенно галантны: дарят цветы и подарки, устраивают музыкально-литературные вечера. Фуршет — строго в обеденный перерыв. Посол собирает всех женщин в зале и поздравляет. А вечером празднуют каждый в своей компании — по интересам.
Вашингтон — родная деревня
В родном Липецке Елену Анатольевну коллеги часто спрашивают, каким было её первое впечатление о США.
«Об этом я могу рассказывать долго, — отвечает она. — Удивляет то, насколько небогата у американцев их собственная культура. Они накупили со всего мира всяких разностей, заполнили ими музеи... Именно там я поняла, как глубока и своеобразна русская культура. Поверьте, нам есть чем гордиться».
При этом историку понравилось, что можно бесплатно посещать музеи и галереи Смитсоновского института, всего их 19, причём 17 располагаются в Вашингтоне. Часто выезжала Фёдорова и за пределы столицы США.
«Именно в Америке у меня изменились представления об американских мюзиклах. Раньше считала их хоть и видом искусства, но каким-то низкопробным, с налётом пошлости. И вот отправились в Нью-Йорке смотреть «Призрак Оперы». Действо меня поразило. Так всё отточено, начиная с декораций и заканчивая музыкой и исполнением, что диву даёшься. И идея в постановке присутствовала, — делится впечатлениями педагог. — А сам город, кстати, оказался очень грязным. В первый момент хотелось натянуть на себя костюм микробиолога. Справедливости ради надо сказать, что в Нью-Йорке есть и великолепные места. Одно из них Централ-парк. Там в прудике водятся огромные и очень красивые рыбы. Но город давит на психику. После него вернулась в Вашингтон, как в родную деревню».
Второй раз на работу в США Елена Фёдорова ехать отказалась. Говорит, что это не её страна. Она ожидала, что Америка такая же чистая и красивая, как Германия, что на улице нет бомжей и мусора.
«Мне там было некомфортно, меня, например, полностью разочаровал их общепит, — продолжает наша собеседница. — Кофе местные жители пьют в основном из одноразовых стаканчиков. Афроамериканские подростки ведут себя вызывающе. Если они идут группой, то лучше посторониться. Но больше всего меня поразила одна детская площадка. Её устроили на крыше многоэтажки. Когда я её увидела, то подумала, что несчастным детям уже нет места на земле… Так что с Америкой я завязала».
Теперь Елена Анатольевна работает в липецкой школе и ни капли не жалеет, что осталась в России.