«Сметаны Гречко не давать!» Как кормили в столовой для космонавтов

Татьяне Носковой посчастливилось готовить для советских космонавтов в 1970-х. © / Елена Фролова / АиФ

Жительнице Липецкой области Татьяне Носкова больше 40 лет назад довелось работать поваром в санатории для космонавтов «Киргизское взморье». Там набирали форму и восстанавливались после полетов Алексей Леонов, Олег Макаров, Виталий Севастьянов, Владимир Аксенов и другие советские покорители космоса.

   
   

Почему дважды герой Советского Союза Георгий Гречко остался без стакана сметаны и какое блюдо космонавты любили больше всего, Татьяна Носкова рассказала «АиФ-Черноземье».

Срочная вакансия

Татьяна Носкова (на фото слева) в поварском фартуке и колпаке. Фото: АиФ/ Елена Фролова

Когда покоритель открытого космоса Алексей Леонов увидел на родной голубой планете озеро Иссык-Куль, он назвал его Оком Земли. Неудивительно, что в этом уникальном природном уголке был открыт санаторий «Киргизское взморье», в котором проходили реабилитацию и укрепляли своё здоровье советские космонавты. С этим местом связаны и яркие воспоминания жительницы города Грязи Липецкой области Татьяны Носковой, которая была сотрудницей пищеблока санатория в 1978 году.

«Я только что закончила с красным дипломом техникум советской торговли в городе Фрунзе (Бишкеке  - ред.) и поступила работать в местный отдел рабочего снабжения, - рассказывает Татьяна Алексеевна. – Как молодого специалиста меня распределили на работу в столовую детского интерната города Почтовый. Но не успела я и полной трёхдневной смены отработать, как за мной приехали сотрудники отдела кадров ОРСа на «Волге». Сходу ошарашивают меня: поедешь в санаторий на озере Иссык-Куль космонавтов кормить? Только сразу учти, что это очень большая честь! Я даже понять толком ничего не успела, просто закивала: конечно, поеду!»

По пути Тане объяснили: из столовой санатория уволили проштрафившуюся повариху и образовалась срочная вакансия. Её же как выпускницу-отличницу решили командировать на работу в «Киргизское взморье» на три недели – пока сезон отдыха не закончится.

«В санатории в тот момент отдыхал отряд из 40 летчиков-космонавтов, заместителем начальника был тогда легендарный Алексей Леонов, - вспоминает героиня. – Обстановка была домашняя, почти семейная. Меня поразило: эти герои, почти небожители оказались простыми, милыми людьми. Они знали весь персонал санатория, всегда были приветливы, со всеми шутили и себя просили называть тоже только по именам, без всяких отчеств. В тот момент я поняла, что чем выше у человека интеллект и чем лучше образование, тем он проще».

   
   

Как-то космонавт Виктор Савиных, который в эту смену укреплял организм перед грядущим полетом на орбиту, поразил молодых поварих экстравагантным поступком. «Витя, какие у тебя красивые джинсы!» - восхитилась одна из девушек. Джинсы были ровно потёртые до светло-голубого цвета и даже слегка порваны, как сейчас модно. Савиных отреагировал: «Нравятся? Хочешь, дам поносить?» Снял джинсы, отдал и ушёл в чём был.

Чебуреки и жареная картошка

Космонавты подарили сотрудницам столовой свои фото с автографами. Фото: АиФ/ Елена Фролова

Питание космонавтам полагалось самое лучшее. Ежедневно рано утром в пищеблок санатория привозили продукты из соседних колхозов: свежайшее мясо, рыбу, сыр сулугуни, мёд, орехи, ядрёный кумыс. В рационе покорителей космоса обязательно была икра – красная и чёрная.

«Это был сентябрь, время фруктового изобилия в Киргизии, - продолжает Татьяна Алексеевна. – В столовой на столах в любое время суток выставлялись вазы с персиками, грушами, нектаринами, сливами. Всё медовое, душистое! Яблоки были такими спелыми и сочными, что даже как будто светились».

Любой из отдыхающих мог в любую минуту зайти в столовую или даже на кухню, чтобы взять что-то перекусить. Иногда космонавты признавались поварихам, что снится им не рокот космодрома, а обычная жареная картошка. Сотрудницы всегда реагировали на любые пожелания относительно меню. Хотят герои Советского Союза жареной картошечки, как дома – значит, всё будет.

«Помню, что Георгий Гречко во время обеда всегда просил себе к остальным блюдам стакан сметаны. Но главврач санатория заметил, что космонавт набирает вес, и предупредил нас: сметаны Гречко не давать! Ни под каким предлогом. И мы на просьбы Георгия Михайловича о сметане твердо отвечали: «Вам нельзя!» - вспоминает Татьяна Носкова.

Настоящими праздниками отдыхающие почитали дни, когда на кухне жарили беляши и чебуреки - приготовленные с полной выкладкой, по всем правилам, ароматные, шкворчащие. Беляши, как полагается, из дрожжевого теста, чебуреки – из пресного, слоёного.

Однажды к лётчику-космонавту Олегу Макарову приехала в санаторий жена Валентина. Она зачем-то зашла на кухню в разгар готовки. Молодые поварихи предложили ей отведать свежий горячий чебурек. «А зачем?» - спросила Валентина. Девушки растерялись: так ведь вкусный же! «Ну и что?» - пожала плечами супруга космонавта.

«Это тоже был урок для меня. Я поняла, что ради поддержания формы некоторые способны совершенно спокойно, без видимых сожалений отказаться от очень вкусной пищи, - говорит собеседница. – Я-то, 20-летняя, в те дни и то немного поправилась на чебуреках. Сейчас я могу иногда приготовить такое блюдо для своей семьи, но делаю это очень редко: выпечку и жареные изделия из теста себе почти не позволяю, не хочу полнеть».

НЛО в иллюминаторе

Альбом с памятными фотографаями Татьяна хранит уже больше 40 лет. Фото: АиФ/ Елена Фролова

Отдыхающие и персонал жили как большая и дружная семья. Татьяна Алексеевна с ностальгией листает памятный альбом с фотографиями.

«В этот день космонавты фотографировались и нас, сотрудниц столовой, тоже позвали сделать снимки на память. Коллеги мои с радостью встали в кадр, а я засмущалась: непричёсанная, в поварском колпаке. И отказалась, стала в сторонке. Гречко кричал: «Таня, а ну-ка становись с нами, ведь пройдут годы, жалеть будешь, что с героями Советского Союза не сфотографировалась!» Как он был прав! – смеётся Татьяна Алексеевна. – Но что поделать, девчонка совсем была, не понимала, что теряю из-за своей стеснительности».

В свободные от работы часы сотрудники санатория могли видеть, в чём собственно заключалась реабилитация космических пилотов, кроме хорошего питания.

«Нас привели в огромный круглый зал. Там было особое приглушенное освещение, били небольшие фонтанчики воды, играла тихая музыка, - продолжает рассказчица. – Врачи проводили с космонавтами аутогенные тренировки, учили их расслабляться. Наши титулованные отдыхающие пояснили, что в космосе им спать некогда, нужно постоянно работать. Поэтому была разработана специальная техника: человек отключается, спит не более 15 минут, а проснувшись, чувствует себя свежим, словно после восьми часов полноценного сна. Мы с коллегой Лидой испробовали этот способ на себе: после ряда неких определённых команд мы действительно уснули! Хотя, может, сказалось то, что мы каждый день вставали на смену в пять утра».

Рецепт релакса от космонавтов Татьяна Алексеевна использует до сих пор, правда, без особенных команд: просто убавляет свет, зажигает аромалампу, включает успокаивающую музыку и отдыхает.

Устраивал прославленный «звёздный десант» с участием санаторного персонала и своеобразные лекционно-дискуссионные вечера. На одном их таких Георгий Гречко удивил всех неожиданным признанием.

«Он сказал, что говорить об НЛО космонавтам официально запрещено, но тем не менее во время полётов им доводилось видеть неопознанные летающие объекты, - рассказывает Татьяна. – Иногда у экипажа орбитальных станций или космических кораблей возникало ощущение, что за ними кто-то наблюдает, а в иные моменты даже ждали атаки. То есть они почти уверены, что в космосе есть какая-то иная разумная форма жизни».

«Звёздные» фото

На памятное фото с космонавтами Татьяна не попала, о чем жалеет до сих пор. Фото: АиФ/ Елена Фролова

Завершение курортного сезона отметили большим совместным вечером, на котором покорители космоса от души благодарили всех сотрудников санатория.

«Всем женщинам, и мне в том числе, подарили по флакону дорогих духов, - улыбается Татьяна. – Конечно, дарили на память и свои фото с автографами и пожеланиями».

С картонных страниц традиционного советского альбома улыбается дважды Герой Советского Союза, участник первой в мире шахматной партии «Космос-Земля» Виталий Севастьянов, желает счастья «милой Танечке» бортинженер космических кораблей «Союз-22» и «Союз-Т2» Владимир Аксёнов – он снят в космическом скафандре. Рядом с ними на черно-белом фото – инженер-исследователь, член экипажей космических комплексов «Союз-26» и «Салют-7» Олег Макаров. Здесь же – Николай Рукавишников, который год спустя войдёт в историю космонавтики, первым совершив посадку в аварийном режиме при полёте на корабле «Союз-33».

Весёлый, всегда улыбающийся Георгий Гречко тогда посетовал, что раздал все фото и подарил Татьяне конверт со своим портретом, надписав «Тане Макиенко (это девичья фамилия героини – ред.) с благодарностью!». Конверт был посвящён его недавнему подвигу, после которого Гречко и проходил реабилитацию на берегу Иссык-Куль: в марте 1978 года они с Юрием Романенко благополучно завершили полёт, куда отправились на корабле «Союз-26», а вернулись на корабле «Союз-27» после стыковки. На тот момент они установили мировой рекорд пребывания на орбите – 96 суток и десять часов.

«Киргизию, где я родилась, мы покинули с семьей 23 года назад, поселились в Липецкой области, - завершает рассказ Татьяна Носкова. - У меня две взрослые дочери, четверо внуков. А в этом году я впервые за долгое время поехала проведать места, где прошло мое детство и юность. Берега озера Иссык-Куль почти не изменились: все та же чистая голубая вода, пьянящий воздух, величие гор, нетронутая природа. И такое же яркое ночное небо, усыпанное звездами – как 40 лет назад, когда покорители этих звёздных далей учили нас находить в сияющих скоплениях созвездия и туманности».