Обманываться не рады. Как потребителей «разводят» в кризис?

«Потребитель же недостаточно просвещён и не в состоянии сам защитить свои права, чем и пользуются многие коммерсанты и чиновники. Надо повышать правовую грамотность населения», – считает председатель Липецкого областного объединения потребителей «Защита» Василий Родионов.

   
   

Посуда «от Макаревича»

Екатерина Деревяшкина, «АиФ-Черноземье»: Василий Иванович, на что сегодня жалуются жители региона?

досье
Василий РОДИОНОВ. Родился в Липецке в 1951 г.. Имеет два высших образования. Был депутатом городского совета, затем - заместителем главы администрации Липецка. После ухода в 1993 г. из власти занялся общественной деятельностью. В этом же году возглавил областное объединение потребителей «Защита». Также руководит «Липецким обществом прав человека» и областным союзом общественных объединений «Липчане».
Василий Родионов: Много жалоб на кредитные и микрофинансовые организации. Взял человек в долг 3 тыс. рублей, а отдавать приходится 200 тыс. Проценты просто грабительские, причём нередко начисляют проценты на проценты, что вообще недопустимо и легко оспаривается в суде. Вообще есть «верхний предел», установленный законом, – если микрозайм выдан на год, то сумма начисленных по нему процентов не может быть выше четырёхкратного размера самого займа. Но не все его соблюдают. Много развелось организаций, предлагающих риелторские и кадровые услуги, а на деле – обычные мошенники. Собирают с людей деньги, взамен дают номера телефонов, по которым предлагается позвонить и договориться о работе или покупке жилья. Но те либо не отвечают, либо информация по ним давно устарела. Обращаются к нам и жертвы «чудо–косметики». Приобретают за баснословные деньги эти «волшебные чемоданчики», а потом оказывается – у каждого третьего на их содержимое аллергия. Ровно так же людям сегодня «впаривают» дорогостоящую посуду якобы от Макаревича. Бабушки влезают в кредиты, а потом хватаются за головы. Первые иски в суд по таким делам мы уже направили, ждём решений. Как правило, такие споры решаются в пользу потребителей, и многие – ещё на досудебной стадии.

– А в магазинах часто обманывают?

– Это уже классика. На ценнике стоит одна цена, а на кассе пробивают другую, естественно – выше. Предлагают два товара по цене одного, на самом же деле цена этого «одного» как раз взвинчивается в два раза. Или вообще продают по акции просроченные продукты. В последнем случае мы перенаправляем жалобы в Роспотребнадзор. К качеству непродовольственных товаров тоже много претензий. Это касается и одежды, и обуви, и бытовой техники.

– Судя по тому, что обращаются к вам, продавцы не спешат возвращать покупателям деньги или обменивать товар?

– Продавцы не спешат, а покупатели зачастую не знают, как доказать свою правоту. На самом деле вернуть товар в магазин не намного сложнее, чем его купить. Нужно знать свои права и быть настойчивее. Когда продавец видит грамотно составленную претензию – в двух экземплярах, со ссылками на законы, – то понимает, что человек настроен серьёзно, и поэтому старается все его требования удовлетворить. Даже товар, не имеющий недостатков, если он вам просто не подошёл, можно вернуть. Но сделать это нужно в течение 14 дней, правда, при условии, что он не входит в Перечень товаров, которые обмену и возврату не подлежат, – его можно найти в Интернете.

   
   

Закрывают глаза

– Очень много липчан недовольны услугами ЖКХ. К вам такие приходят?

– Постоянно. Примерно 30% всех обращений связано с ЖКХ. Больше всего нареканий у липчан вызывает капремонт, качество коммунальных услуг, плата за ОДН. Бывает и такое, что вопреки воле жильцов управляющие компании меняют между собой объекты обслуживания. Выбрав одну УК, люди в результате махинаций и обмана становятся клиентами другой. Общие собрания с собственниками не проводятся, протоколы подделываются. Но самое главное, что госструктуры на это закрывают глаза. Я называю это искусственным бессилием власти перед мошенниками. Почему искусственным? Да потому, что мы предоставляем им все доказательства подлога документов, они же на это просто не обращают внимание. Складывается впечатление, что все государственные структуры созданы только для того, чтобы переписываться друг с другом. И так в течение многих месяцев. Но ведь есть такое понятие, как срок исковой давности: и пока чиновники занимаются пересылкой документов, драгоценное время для обращения в суды уходит.

– Может, поэтому люди и не спешат отстаивать свои права. Как представишь, с чем предстоит столкнуться…

– Это одна причина, а вторая – юридическая безграмотность большинства населения. Мы неоднократно поднимали вопрос правового просвещения граждан на заседаниях различных уровней, предлагали принять целевые программы, но положительного результата, увы, пока нет. Деньги выделяются в виде грантов (субсидий), но редко, и суммы там небольшие. Работа же в этом направлении должна быть не периодической, а системной. Только тогда будет эффект. Причём начинать надо с самых маленьких – проводить уроки правовой грамотности в школах.

– Складывается впечатление, что власть не заинтересована в том, чтобы люди были юридически грамотными?

– Так ведь управлять юридически безграмотным человеком гораздо проще. Но такое общество ничего хорошего не ждёт. Ведь именно правовая воспитанность ведёт к процветанию государства – подкованные в правовом смысле граждане активизируются и в экономическом плане. Да и не будут люди молчать, когда их интересы ущемляются. Поэтому они и обращаются в общественные организации, такие как наша, с просьбой помочь добиться справедливости. Те, кто приходят к нам часто, уже и сами начинают разбираться в каких–то вопросах. Сама жизнь заставляет людей становиться более грамотными.

Смотрите также: