В Перми умер молодой человек, поскользнувшись и ударившись головой. Положить этому конец намерен усманский пенсионер Василий Федченко.
Началось с падения
– Начал с того, что сел за газеты, чтобы оценить, так сказать, масштаб бедствия, а он оказался огромным: ежегодно во время гололёда калечатся тысячи, десятки тысяч людей по всей стране! – рассказывает Василий Иванович. – Многие из упавших пожилых людей из–за тяжёлой травмы не могут восстановиться до конца своих дней. Немало и случаев со смертельным исходом. Я уже не говорю про то, какие средства тратит государство для излечения своих граждан, на выплату пособий по инвалидности. Миллионы!
Потом Василий Иванович стал изучать приспособления, помогающие избежать роковых падений в результате скольжения. И разочаровался ещё больше. Среди них не нашлось ни одного по–настоящему эффективного средства: одни устройства оказались неудобными в использовании, другие недолговечными, третьи – просто бесполезными.
Тогда Василий Федченко решил изобрести своё и сел за чертежи. Но поскольку навыков подобной работы у него не было, доходить до всего ему пришлось самому. Так, методом проб и ошибок, он создал свой первый шип ручной работы. За основу взял обычные шуруп и гайку. А директор усманского завода Николай Корнев помог ему изготовить первый промышленный образец. Название изделию Василий Иванович придумал простое, но в то же время говорящее – «ШАГ», что значит шип антигололёдный.
Первые испытания
Эффективность изобретения Василий Иванович опробовал сперва на себе. Он прикрепил шипы к обуви и попробовал так походить по улице. В целом первые испытания прошли успешно, хотя, как говорит он сам, и были выявлены некоторые погрешности. Так, например, при ходьбе шип иногда застревал в снегу. А от длительного использования и вовсе ушёл внутрь каблука. Обнаружив недостатки, Василий Иванович тут же принялся их устранять. Сегодня он абсолютно уверен в высокой надёжности своего изобретения.
– За десять лет ШАГ ни разу меня не подвёл,– говорит изобретатель. – Хотя я даже специально пытался спровоцировать скольжение, но у меня ничего не получилось.
В чём же секрет? А никакого секрета – обычная физика. Удельное давление ШАГа на скользкую поверхность в десятки, сотни раз выше давления самой обуви. В результате чего шипы вдавливаются в лёд, тем самым блокируют обувь, не позволяя ей скользить.
Василий Иванович может долго рассказывать о достоинствах своего изобретения. Вот, по его мнению, самые основные:
– Во–первых, надёжность и эффективность: охраняя каждый мой шаг, ШАГ ни разу не позволил моей обуви совершить непроизвольное опасное скольжение, – перечисляет он. – Во–вторых, комфортность: при ходьбе шипы не создают неудобств, в том числе и в помещениях. В–третьих, неприметность: ШАГ – изделие небольших размеров, комплект шипов из двух штук помещается в коробке чуть больше спичечного, а крепится к каблуку с помощью отвертки. В–четвёртых, ШАГ не портит обувь и щадит напольное покрытие. А в–пятых, он легко модифицируется: для того, чтобы усилить давление ШАГа на скользкую поверхность, надо всего лишь подточить его вершину, в результате защитные качества шипа резко повышаются.
Хождение по кабинетам
Испытав изобретение на себе, Василий Иванович захотел поделиться им с другими. Но это оказалось не так просто. Дело в том, что для регистрации патента на изобретение необходимо заплатить около 70 тыс. руб. – сумма для пенсионера неподъёмная.
За последние пять лет куда он только ни обращался – обошёл не одну инстанцию, начиная от областной администрации, заканчивая уполномоченным по правам человека, надеясь, что там его идею подхватят и помогут воплотить в жизнь. Но, увы. Вот какой ответ дали Федченко в управлении по развитию малого и среднего бизнеса: «Если вы будете зарегистрированы в качестве субъекта малого бизнеса и осуществлять производство антигололёдного шипа ШАГ (данный вид деятельности относится к приоритетным…), то вы будете иметь право на получение поддержки в соответствии с Программой развития малого и среднего предпринимательства в Липецкой области».
– Как они себе это представляют, что я, пенсионер, возьмусь налаживать производство?! – негодует Василий Иванович. Тем более, что усманский изобретатель не ставит целью коммерческое использование шипа, а хочет передать его безвозмездно государству.
– Это проблема государственной важности, – убеждён он. – Люди калечатся тысячами, и нет никакой защиты. Никакие коммунальные службы не могут решить проблемы, ведь под каждый наш шажок не насыпешь песок – нас таких пешеходов миллионы, и ходим мы везде.
Ещё больше возмущают Василия Ивановича советы так называемых специалистов о том, как избежать падений в гололёд. А советы самые разные – от наклеивания на подошву лейкопластыря до ношения с собой палочки с резиновым наконечником.
И детям, и старикам
– До чего только не додумаются – даже сбрызгивать обувь лаком и смазывать клеем «Момент»! А ещё учат правильно падать, как будто мы бойцы спецназа. Вот – ответ от всех бед, – говорит Василий Федченко и протягивает мне маленькую коробочку, внутри которой его изобретение.
Что ж, придётся испробовать его на себе. Василий Иванович легко вкручивает мне шипы в каблук. И вот я выхожу на тропу войны с…гололёдом. Первые впечатления – никакого дискомфорта: бугорки на каблуках немного чувствуются, но не мешают. Кроме того, они практически не заметны, что для меня, как для девушки, немаловажно. Робко ступаю на лёд. И, правда – не скользят. Следующий шаг делаю уже более уверенно. Так я прошлась до магазина и обратно – и не упала, даже не поскользнулась.
– Я хочу, чтобы моё изобретение послужило людям. Оно должно быть доступным каждому: от малыша до глубокого старика (изобретатель создал модификации ШАГа для разных возрастных групп и типов обуви), – продолжает Василий Иванович. – А для этого оно должно продаваться в аптеках, что же касается пожилых людей, то они должны обеспечиваться им бесплатно по линии соцзащиты. По крайней мере я так себе это вижу.
Для того чтобы ШАГ признали специальным медицинским средством, Василий Иванович готов пригласить к себе специальную комиссию и продемонстрировать ей возможности своего изобретения. А на днях он написал обращение к президенту.
– Я уверен, что глава государства не оставит проблему без внимания, – говорит он. – И наконец прекратятся ежегодные паломничества россиян в травмопункты, а горе обойдёт стороной многие семьи.
Смотрите также:
- Пройти через ад смогли оптимисты. Как изучают историю по рассказам очевидце →
- Путь разрушения. Как не стать жертвой психотренинга? →
- Нательная живопись →