Земля - наше всё

   
   

В Россельхознадзоре это знают давно, и в 2008 год в территориальных управлениях создали отдел земельного надзора. О его работе мы поговорили с Ольгой Обойчук, начальником отдела.

И проверяют, и расследуют

– Ольга Викторовна, ваше ведомство контролирует все липецкие земли?

ктстати
Результаты работы отдела за 9 месяцев: ■ 368 контрольно-надзорных мероприятий провели; ■ 387 тыс. га - проконтролировали; ■ на 165,5 тыс. га выявили правонарушения; ■ 75 предписаний выписали; ■ 157 административных протоколов составили; ■ 194 постановления вынесли; ■ на 5, 296, 217 руб. оштрафовали;
– Нет, функциями земельного надзора помимо Россельхознадзора наделены Росприроднадзор и Росреестр. В наши полномочия входит надзор за землями сельхозназначения, оборот которых регулируется Федеральным законом N 101–ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения». Не все сельхозземли попадают под действие этого закона.

– Как вы находите нарушения?

– Раз в 3 года мы проводим плановые проверки.  По исполнению предписаний, а также по обращениям граждан в рамках наших полномочий (по согласованию с органами прокуратуры), проводятся внеплановые проверки. Кроме того, проводим административные расследования и обследования.

– Поясните, что за расследования и обследования?

   
   

– Административное расследование проводим, если выявляем какое–то правонарушение. Например, проверяем предприятие и видим, что  захламлён близлежащий овраг. В этом случае мы начинаем расследование и устанавливаем, кто виноват. Проведение административного обследования не требуют непосредственного «общения» с земельным участком. Мы можем использовать спутниковые снимки, информацию, размещённую в информационных системах. Результаты обследования  являются основанием для проведения внеплановой проверки.

Где найти хозяина?

– С какими сложностями сталкиваетесь?

– Не все земельные участки имеют установленные границы, и понять, кому принадлежит место правонарушения, бывает непросто. Не все муниципалитеты исполняют закон о сдаче земель в аренду на срок от 3–х лет. Некоторые сдают на 11 месяцев – так проще. А сельхозпроизводители, берущие землю на малый срок, не заинтересованы в проведении полного комплекса необходимых мероприятий – это отнимает много времени и средств. Ещё одна сложность:  никто не хочет приобретать в собственность или брать в аренду овраги, заброшенные карьеры и т.д.  Бесхозные земли чаще всего и захламляются.

– А что можно сказать о землях, у которых есть хозяева? Аграрии всегда ответственно к ним относятся?

– Нет. Относиться ответственно – это выполнять весь комплекс обязательных мероприятий. Многие стараются сэкономить. Например, находят деньги на пестициды, а не на удобрения. Не все уделяют внимание раскислению почвы,  качественной обработке почвы, что приводит к повышению пестицидной нагрузки.

– Наверное, проблема не только в деньгах, но и в незнании  законов?

– Да. Многие не понимают, что вместе с правом на земельный участок человек получает ещё и обязанности. Выкопать яму просто, а вернуть почву на место,  сохранив первоначальное строение почвенного профиля, сложно. За самовольное снятие и перемещение плодородного слоя почвы, уничтожение, а равно порчу земель предусмотрена административная ответственность в соответствии со ст. 8.6 КоАП РФ. Кроме того, многие не знают, что если участок, предназначенный  для сельскохозяйственного производства, не используется по назначению, кроме административного штрафа в соответствии с санкциями ч. 2 ст.  8.8 КоАП РФ владельцу грозит повышение налоговой ставки с 0,3% до 1,5%.  И если некоторые аграрии считают, что лучше спрятаться от проверки, то пусть будут готовы к вызову в суд для привлечения к ответственности в виде немалого штрафа. Дата проверки просто будет перенесена на более поздний срок.

Реклама

Смотрите также: