Вагончик тронется. Кто возьмёт на буксир липецкий городской трамвай?

История липецкого трамвая после перестройки напоминает если не остросюжетный детектив, то захватывающий приключенческий роман. Его не раз собирались хоронить, но всё время кто-нибудь вмешивался.

   
   

Похоже, судьба хранила его не зря. На прошлой неделе стало известно: наш город вошёл в пилотный федеральный проект комплексного развития городского наземного электротранспорта. А значит, трамваю в Липецке всё-таки быть.

По пути угасания

Этот вид транспорта в нашем городе старше, чем сама область, – трамваи в Липецке пустили 7 ноября 1947 года. Первая линия – одноколейная —действовала между Спиртзаводом и Тракторным заводом. По ней бегали старенькие вагоны серий «Х» и «М». В советские годы трамвай был, пожалуй, самым удобным и самым дешёвым городским транспортом. Билет стоил всего три копейки, тогда как в троллейбусе – четыре, а в автобусе – целых пять! В конце 80-х в городе действовали 16 трамвайных маршрутов и два депо. По рельсам ходили вполне комфортабельные для тех лет Tatra и КТМ-5М3.

С началом же 90-х липецкий трамвай стал медленно угасать. За 30 лет, прошедших с той поры, беспощадные термины – нерентабельность, нехватка подвижного состава, практически полный износ рельсов – шлагбаумами перекрыли почти все липецкие маршруты. Три года назад на заседании горсовета, посвящённом судьбе трамвая, мэр Евгения Уваркина пыталась доказать, что кончина трамвая неизбежна: на модернизацию сети нужно 2,3 миллиарда рублей, которых в городском бюджете просто нет. Как приглашённые эксперты из Москвы и Воронежа, так и липчане практически единогласно высказались за сохранение трамвая. Чтобы снизить градус напряжённости, городские власти даже предлагали временно «законсервировать» трамвайное движение, заменив электротранспорт автобусами.

5 октября липецкому трамваю наконец дали шанс на жизнь: Липецкая область и компания «Мовиста Регионы» подписали концессионное соглашение по проекту модернизации городского электротранспорта.

«Средний возраст трамвая в Липецке составляет 30 лет, износ путей – около 70 процентов, – объяснила Евгения Уваркина. – Несколько лет назад мы смоделировали ситуацию полного отказа от трамваев с переходом на газомоторный транспорт. Выяснилось: если город откажется от наземного электротранспорта, время в пути увеличится от 17 до 20 прцоентов, а на кольце Трубного завода – до 50 процентов. Это очень существенный показатель, который может привести к транспортному коллапсу».

Новый поворот

Заключить концессию сроком на 20 лет позволило участие Липецка в пилотном федеральном проекте комплексного развития городского наземного электротранспорта. Дело за депутатами областного Совета. Если они согласуют документ, инвестор готов провести реконструкцию трамвайной инфраструктуры: отремонтировать 40,8 километра путей, построить новую ветку длиной 5,2 километра, реконструировать депо и купить 46 новых вагонов.

   
   

«У трамвая сейчас эпоха ренессанса, – заявил гендиректор компании-инвестора Александр Советников. – В советские годы это был магистральный транспорт. Сейчас всё возвращается. Будет восстановлен быстрый вид транспорта, способный перевозить большое количество пассажиров».

Советников знает, о чём говорит. Из-за своей экологичности и долговечности трамвай называют транспортом будущего. У инвестора есть опыт воплощения в жизнь подобных проектов: в 2020 году они модернизировали транспортную систему Тверской области, в этом – запустили первую в России межмуниципальную трамвайную линию между Екатеринбургом и Верхней Пышмой.

На воплощение проекта в жизнь планируют привлечь деньги концессионера, средства Фонда национального благосостояния, ВЭБ.РФ, а также субсидии из федерального и областного бюджетов. Всего около 14,5 миллиарда рублей.

Выведут из тупика

О том, как липчанам нужен трамвай, говорит вал откликов в соцсетях после каждой новости о его проблемах. Горожане клеймят бездарное, по их мнению, решение прошлых властей разобрать рельсы, советуют, где проложить новые линии, и говорят спасибо за то, что наконец нашли выход из трамвайного тупика:

«Сначала электротранспорт похоронили: продали депо, разобрали рейсы, демонтировали стальные провода. А теперь будем воссоздавать!».

«Трамвай выгоден, он едет без пробок, берёт значительно больше людей, не лихачит по пути. И пассажир на трамвайной остановке точно знает, что уедет. В отличие от маршруток после 19 вечера».

«Если в Липецке реально будут новые низкопольные трамваи-чижики, как в Москве, то это круто!».

«Сделайте ветку от парка Победы по улицам Белана и Свиридова, а дальше по Минской и Ангарской до Сырского».

Паблики так и пестрят сообщениями.

Начать реанимацию трамвая в Липецке собираются уже в этом году с обновления трамвайного депо. На ремонт путей уйдёт несколько лет. Сначала приведут в порядок рельсы от Центрального рынка до пересечения улиц Меркулова и Катукова, это 8,8 километра. Затем – на участке от Катукова до площади Металлургов, одновременно начнут прокладывать новую ветку по улице Стаханова. В конце 2024 года. отремонтируют пути вдоль улиц Металлургов, Краснозаводской и 3 Сентября. Завершат реконструкцию осенью 2025 года.