Вышивает сильнейший. Какая одежда появится на полках липецких магазинов?

Прошёл месяц с момента, как многие западные бренды объявили об уходе с российского рынка. Например, испанская Inditex не только закрыла свои магазины Zara, Pull&Bear, Oysho, Bershka, Stradivarius и Massimo Dutti, но и приостановила интернет-торговлю.

   
   

С россиянами попрощались Adidas, Nike, Puma – и не только они. Даст ли это шанс отечественным производителям и какой одеждой наполнят полки в Липецке?

Голыми не возьмёшь!

После закрытия в России магазинов известных и любимых многими торговых марок некоторые испытали настоящий шок. Но стоит ли беспокоиться?

«Да, закрылось много ретейлеров и производителей одежды из Польши, Испании, Чехии, Америки, — говорит менеджер одного из крупных липецких торговых центров Ирина. — Но уже заметно: местные производители активизировались и стали продвигать свою продукцию, в том числе и через социальные сети. Многие предприниматели начали заключать договора о поставках с Турцией, Китаем и Белоруссией. Хотя, если честно, все надеются на восстановление отношений с западными компаниями. Но русский человек ко всему привыкает. Если не будет одежды из заграницы, научимся шить свою».

В советские времена в Липецкой области работала целая сеть швейных фабрик. В 90-е же, после развала Союза, в страну хлынул океан изделий мировых торговых марок. Из-за засилья импорта мы отказались от собственного производства. Сейчас регион вынужден резко, в форс-мажорных условиях, запускать обратный процесс. Но лёгкая промышленность потому так и называется, что срок оборота капитала в ней небольшой.

Кто в швеи пойдёт?

По оценкам специалистов, чтобы наладить выпуск местной одежды, потребуется примерно год. Тем более что в области уже есть положительные примеры. В Данковском районе в прошлом году начала работать российская компания, специализирующаяся на пошиве верхней одежды для детей.

«Почему Данков? Потому что тут раньше работала швейная фабрика, были готовы цеха и высококвалифицированные кадры, — рассказывает директор швейного предприятия Наталья Шипова. — Оборудование купили новое, рабочих переучили. Инвестор намерен вложить в производство более 18 миллионов рублей. На площади в 3000 квадратных метров разместим полный цикл изготовления детской верхней одежды — от разработки дизайна до выпуска готовой продукции. Производственные мощности позволят уже сейчас выпускать до 120 тысяч изделий в год. В планах — расширение производства. В прошлом году штат работников составлял 80 человек, в этом создадим ещё 70 рабочих мест».    
   

Где же брать кадры? К сожалению, недостаток квалифицированных рабочих существует, признают производители. Чтобы восполнить дефицит, надо возрождать швейное образование. Сейчас на швей практически нигде не учат.

Развивать своё

Тем не менее перспективы перед отечественными швейниками открываются большие, считает сооснователь известного российского бренда из Липецка Елена Выжанова.

Шесть лет назад они вместе с мужем запустили в областном центре собственное производство детской одежды. Стимулом для этого стала напряжённость в отношениях с Турцией.

«Стало невозможно покупать в Турции детские вещи, — рассказывает она. — Решили заняться пошивом сами. В 90-е годы швейную промышленность в нашей стране уничтожили, мы возрождаем. У нас семейное производство. Я, хоть и с образованием экономиста, отвечаю за творчество. Супруг — за развитие бизнеса. Начинали с пошива школьной формы. Сейчас у нас уже несколько товарных линеек, работают больше 300 специалистов. Кризис – это время возможностей, проверено на себе!»

По словам Елены Выжановой, в России можно купить качественные ткани, фурнитуру, молнии, пуговицы – всё есть. А экономические санкции, так же как и попытки блокировать поставки товаров и сырья, приведут лишь к тому, что российские производители быстро научатся выпускать одежду не хуже заграничной. Но по доступным ценам.