Суженый из Зазеркалья
Святки — 12 дней между Рождеством и Крещением — наши предки делили на два периода. До «Васильева дня» (дня памяти святителя Василия Великого — 14 января) шли Святые вечера, а после — Страшные.
«В старину считали, что в Святки мир преображается. Границы между миром людей и миром потусторонним нарушаются, к нам приходят духи, волшебные существа, души предков, тёмные силы, — рассказывает этнограф Алексей Пискулин. — Это время воспринималось как весёлое, но также непростое и опасное, когда можно встретиться с выходцами с «того света». Кстати, известные всем «ряженые» их и изображали».
У этих потусторонних гостей можно было узнать будущее. Поэтому в Святки многие гадали. И эта традиция сохранилась до сих пор.
Девушки в Святки узнавали о женихах. Гадать можно было на протяжении всех 12 дней, но в основном это делали под Рождество и под Старый Новый Год, реже под Крещение.
«Способов узнать будущее было очень много: гадали на воске, по тени от горящей бумаги, кидали через забор обувь, спрашивали имя у первого встречного, — продолжает этнограф. — Наиболее верным считалось и считается гадание при свечах у зеркала, в котором должен появиться «суженый». Но оно же считается самым опасным. Ведь если обряд вовремя не прекратить, из зеркала выйдут потусторонние силы и причинят вред гадающей».
В рассказах об этом «выходцы из зазеркалья» обычно щиплют девушку или бьют наотмашь по лицу, от чего у той может на всю жизнь остаться след. Рассказывают также, что «суженый» может забрать девушку в зеркало.
Начинается гадание с того, что девушка зовёт к себе жениха, для этого чаще всего используют фразу «Суженый-ряженый, приходи ко мне наряженный». Ещё встречаются приглашения: «Суженый-ряженый, приходи ко мне ужинать» или «Суженый-ряженый, приходи вино пить» (или чай пить, а то и в карты играть). Для прекращения гадания также используют разные способы — где-то советуют набросить на зеркало платок, в других местах говорят: «Чур, меня!», а где-то просто включают свет или убирают зеркало.
«Бабушки, вспоминая о своей молодости, рассказывают, что раньше гадали в овинах или ригах. В Покровском районе Орловской области перед сном под подушку клали веточку плодового дерева со словами: «Суженый-ряженый, приди со мной плоды собирать». Суженый должен был присниться, — говорит Алексей Пискулин. — А в деревне Чемоданово Становлянского района Липецкой области с этой же целью девушка перед сном расчёсывала волосы и клала расчёску под подушку со словами: «Суженый-ряженый, приди, расчешись». Там же был обычай строить из спичек колодец, приглашая: «Суженый-ряженый, приди воды испить», колодец затем поджигали и ждали жениха во сне».
В ночь перед Рождеством
Но только гаданиями святочные обычаи не исчерпывались. Так, в окрестностях Ельца, в сёлах Ольховец и Нижний Воргол существовала традиция в ночь на Рождество, в самую полночь, трясти фруктовые деревья. Делали это для того, чтобы летом получить хороший урожай.
«Существование подобного обычая связано с тем, что в Елецком крае, как и во многих других районах Черноземья, садоводство было одним из традиционных занятий населения, — поясняет этнограф. — До революции фруктовый сад был в каждой дворянской усадьбе. Много их в было и в городах. Так, по воспоминаниям ельчан, ещё в середине XX века практически при каждом городском доме был сад. Там выращивали вишни, груши, сливы и особенно яблоки разных сортов».
Ещё одной древней святочной традицией, сохранившейся по сей день и очень любимой народом, является колядование. По рассказам, раньше в селе Панино Лебедянского района под Рождество до первой звезды не ели, молодёжь шла колядовать, а потом — в церковь. В основном колядовали дети и подростки, они ходили от дома к дому и пели песни — колядки.
«В них, как правило, говорится о том, что «Пришла Коляда накануне Рождества», а дальше следует требование гостинцев и угрозы скупым.
Например, известна такая песня:
«Подавай пирога, не дашь пирога — уведём корову за рога,
не дашь хлеба — уведём деда».
А в селе Хитрово под Ельцом пели так:
«Коляда пришла, отворяй ворота.
Чтоб в вашем доме куры водились, овцы плодились,
коровы не бодали, дети не хворали».
На Рождество также было принято «христаславить» — славить Христа. Утром дети ходили по домам и пели:
«Рождество Твое, Христе Боже наш, возсия мирови свет разума,
в нем бо звездам служащии звездою учахуся Тебе кланятися,
Солнцу правды, и Тебе ведети с высоты Востока.
Господи, слава Тебе!».
Дети приветствовали хозяев, низко кланялись, поздравляли с праздником. Хозяева подавали им гостинцы или деньги, кто что сможет», — рассказывает Пискулин.
Сегодня обе эти традиции сохраняются и возрождаются.
«Радует, что в наших местах ещё живы эти обычаи, что их сохранили, передавая из поколения в поколение, — отмечает Алексей Пискулин. — Сейчас по улицам городов и сёл колядуют дети и подростки. Хочется надеяться, что каждый год в ночь на Рождество и другие праздники Святок к вам в окно или дверь будут стучаться с поздравлениями, пожеланиями счастья и добра. А вы в ответ наградите колядующих заранее припасёнными гостинцами и подарками».
Смотрите также:
- История праздника. Как отмечали Новый год на Руси, при Петре и в годы СССР →
- Анжела Чернышёва: Святки – самое затяжное празднество в году →
- Леди Осень →