Отопительный сезон в Орле начинается с трёхмесячных долгов

   
   

Если в прошлом году, чтобы не допустить его срыва, власти судорожно искали компромисс с оскандалившимся и задолжавшим всем и вся «Орёлтеплогазом», то в этом ищут – всё так же судорожно, – как не допустить социального взрыва. Главный вопрос в повестке дня всех последних заседаний районных территориальных депутатских групп (РТДГ) и комитетов горсовета: уже трёхмесячное отсутствие квитанций за горячую воду и отпление.

Придётся поторопиться

В каждом районе Орла на заседаниях РТДГ представители управления городским хозяйством (УГХ) начинали свои выступления одинаково сухо: к отопительному сезону подготовлено столько­то жилых домов, объектов социальной сферы, такие­то котельные обследованы.

По словам Сергея Давыдова, начальника УГХ, для завершения всех работ потребуется ещё 500 тыс. рублей (2,5 млн уже потрачены), они предусмотрены. Что касается подвальных котельных, то тут всё не так красочно.

Напомним, в прошлом году в связи с износом Ростехнадзор разрешил эксплуатировать их максимум один сезон. Власти приняли решение к новому сезону ликвидировать подвальные котельные, а дома, зависящие от них, перевести на теплосети или новые котельные, выведенные из подвалов. На сегодня из семи оставшихся вопрос решён пока только по одной ­ по ул. Пролетарская Гора. Само собой, в первую очередь власти позаботились о себе, родимых, и на теплосети переключили здание администрации.

Остальные котельные заверили вывести из эксплуатации до 25 сентября. Однако это весьма сомнительно. Например, перевод на теплосети в течение трёх дней домов по ул. Автогрейдерной и Карачевской закончить в срок вряд ли удастся. На минувшей неделе там были проведены только коммуникации, а заливка бетоном, по СНиПу, должна занять, в зависимости от марки, от 10 до 21 дня. Как бы не пришлось жителям сидеть с холодными батареями, ведь новый сезон стартует в десятых числах октября.

   
   

«Чтобы сюрпризом не было…»

И всё же основной головной болью орловцев в преддверии отопительного сезона стали квитанции по расчётам за теплоэнергию, вернее, их отсутствие: «Июль, август, сентябрь ­ квитанций нет! А потом вы с нас за три месяца деньги будете требовать?!» ­ из уст рассерженных граждан подобные реплики звучали во всех районах города. Ни депутаты, ни чиновники не знали, что ответить. Но если первым и самим возникшая ситуация была невдомёк, то последние, хорошо о ней зная, кажется, просто не пожелали всерьёз ею заниматься.

Когда уже на заседании профильного комитета горсовета Сергей Давыдов начал объяснять, что проблема стала ребром после того, как Орловская теплосетевая компания (ОТСК), устав ждать расчёты по долгам от «Орёлтеплогаза», выбила для себя отдельный тариф и начала напрямую заключать договоры с собственниками квартир на поставку теплоэнергии, кое­что начало проясняться. Как оказалось, задержка с квитанциями вызвана тем, что «Орёлтеплогаз» длительное время не передавал ОТСК клиентскую базу. «В итоге ОТСК обещала начать рассылать квитанции в сентябре, но в настоящее время эти планы ею скорректированы на октябрь», ­ подытожил Давыдов.

То есть получается, что к моменту, когда, возможно (!), орловцам наконец­таки выставят квитанции, пройдёт уже четыре месяца. Сумма, которую в них увидят горожане (а каждый третий у нас, по статистике, ­ пенсионер), может составить под 10 тыс. рублей. И как расплачиваться?

Решится ли вопрос?

По словам юриста горсовета Валентины Мартыновй, ситуация с квитанциями ­ это «массовое и длительное нарушение прав и законных интересов» орловцев. «Мне, как юристу, непонятно, почему администрация до сих пор не обратилась в прокуратуру», ­ удивляется Мартынова.

Зачем нам такая администрация, которая не решает вопросы местных жителей? ­ спросил депутат Сергей Сенин. Но вопрос повис в воздухе.

Впрочем, свою роль сыграло бездействие и управляющих компаний, и самой ОТСК. Как пояснил замгендиректора Первой городской управляющей компании (ПГУК) Александр ФРАЙДА, выставлять квитанции жильцам ­ дело управляющих компаний. Например, дома, которые обслуживает ПГУК, квитанции за тепло получают, хотя и здесь не без скандала ­ безумный рост платы за тепло 34% ­ это расчёт именно ПГУК.

Так или иначе, все эти вопросы к самим орловцам имеют отношение лишь постольку­поскольку: это не их проблема, что администрация не может повлиять на ОТСК, а та, в свою очередь, не спешит решать вопросы с управляющими компаниями. На комитете было принято решение наказать ответственных за возникшую проблему чиновников, признать работу администрации по квитанциям неудовлетворительной, а самому депутатскому корпусу ­ обратиться в прокуратуру.

Сами себя за бездействие депутаты наказывать не будут.

Сергей Давыдов, начальник управления городским хозяйством:

– По закону понудить ресурсоснабжающие организации к чему-либо мы не можем, только участвовать в переговорном процессе. Что и делали.

Что касается жителей, то каждый собственник квартиры прекрасно осведомлён о том, что ему необходимо оплачивать коммунальные услуги. Там, где задолженность плательщиком не сможет быть погашена сразу, вопрос о рассрочке будет решаться с каждым в индивидуальном порядке.

Михаил Верижников, зам­председателя гор­совета:

– Сейчас орловцы не могут опомниться от того, как поднялся тариф на горячую воду, а им ещё в октябре и квитанции за четыре месяца придут. Что делала городская администрация? Проводила совещания, которые самих жителей не касались. Такие действия рискуют породить социальный взрыв.

Сергей Сенин, депутат горсовета:

– Управление городским хозяйством тоже можно понять. С их штатом в 20 сотрудников сложно успевать решать все вопросы. Нужно расширять штат. Что же касается квитанций, то здесь нужно понимать, что предоставляет услугу ОТСК, она и должна получать плату. Но в сложившейся ситуации ей, на мой взгляд, необходимо реструктуризировать возникшую задолженность населения. Проще говоря, разработать механизм рассрочки для граждан, чтобы не было никаких пеней и штрафов. Этот вопрос должна урегулировать горадминистрация. По-другому быть не должно, и горсовет не позволит свалить на орловцев разом всю плату за четыре месяца.

Смотрите также: