День народного единства в Орле: «Орловский царик» и «кромские воры»

   
   

4 ноября в России отмечается День народного единства. Праздник учреждён в память о событиях 1612 года, когда народное ополчение под предводительством Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского освободило Москву от польских интервентов. Исторически праздник связан с окончанием Смутного времени в России в XVII веке. А какую роль в данных событиях сыграли орловцы? Наш собеседник – краевед Виктор Ливцов.

Оппозиционное гнездо

Денис Волин, АиФ-Орёл: – Виктор Анатольевич, что такое Смутное время?

Виктор Анатольевич :– Это период русской истории, когда правившая 500 лет династия «мономашичей» пала и наступил период междуцарствия, поисков новой властной династии, интриг и тайных убийств.

После смерти последнего царя–объединителя Ивана Грозного и его сына Фёдора наследников престола не остаётся, и власть фактически узурпируется боярином Борисом Годуновым. В это время в Европе католическая церковь проводит Тридентский собор, после которого Польша становится одним из выразителей идей насильственного окатоличивания мира. Сигизмунд III, наследник польского и шведского престолов, считал, что православие – это ересь, и что для России было бы великим благом принять католичество. По его мнению, таким образом наша страна приобщилась бы к мировой цивилизации, и восточные славяне вышли бы, наконец, из «тьмы». Поэтому Польша начинает претендовать на российский престол и вторгается на территорию Руси.

Русь же, жившая представлениями о грядущем конце света (славяне полагали, что последнее объединение наших земель есть знамение к тому, что мы вступим в рай), готова была биться во имя Христа с еретиками–католиками насмерть. Это, собственно, и создавало общий фон смуты.

   
   

– А какую роль в этих событиях играет Орловская область?

– К XVI веку Орловщина, которой владело Литовское княжество, была во второй раз присоединена к Руси. Сигизмунд III полагал, что у просвещённого европейского мира язычники–варвары отняли кусок земли, создав тем самым «угрозу для цивилизации». И своей миссией видел «борьбу за европейские ценности».

Бурлил и русский народ. Отсутствие стопроцентного представителя царской династии, таинственность смертей последних царей и последнего наследника – царевича Дмитрия стало почвой для «самозванчества» (1604–1605 годы). Для православного народа это, в сущности, было преступлением против религии и Бога, ведь, называясь чужим именем, человек нарушает таинство крещения. Фактически «самозванчество» было первой, образно говоря, атеистической революцией. Можно сказать, что события Смутного времени подготовили все дальнейшие изменения идеологии страны.

Но вернёмся к Орловщине. Она оказалась спорной землёй. Здесь была часть знаменитой Комарицкой волости, которой до XV века владели польско–литовские короли. Каким было население волости? Есть песня, где следующие слова: «Комарицкий мужик отказался барину служить». Дело в том, что сюда стекались все недовольные, формируя некое «оппозиционное гнездо». Важно также сказать, что в это время на Руси разразился страшный голод, и помимо прочего на Орловщину люди устремились и в поисках пропитания. У Бальмонта есть стихи, красноречиво характеризующие атмосферу, царящую в то время:

«В глухие дни Бориса Годунова

Во мгле Российской пасмурной страны

Толпы людей скиталися без крова

И по ночам всходило две луны.

Два солнца по утрам светило с неба,

С свирепостью на дольный мир смотря.

И вопль протяжный: «Хлеба! Хлеба! Хлеба!»

Из тьмы лесов стремился до царя...».

А заканчивается стихотворение словами о том, что «…в эти дни Димитрий встал из гроба, в Отрепьева свой дух переселя».

Орёл и Кромы – первые воры

– Вы хотите сказать, что определённую роль в событиях четырёхвековой давности сыграла мистика?

– Конечно. Подсознательно люди ждали какого–то знаменательного события. И в ответ появляются поляки во главе с Григорием Отрепьевым, или Гришкой, как его ещё называли, или Лжедмитрием I. На его сторону переходят царские войска, располагавшиеся в Кромах, фактически предав Бориса Годунова. Но ведь и он – не царь, а узурпатор! При этом Лжедмитрия поддерживают Папа Римский и все европейские короли.

В скором времени царь Борис умирает, а в Орле Лжедмитрия встречают колокольным звоном, хлебом–солью, и именно с орловской земли он начинает своё триумфальное восхождение. Позже появится пословица: «Орёл и Кромы – первые воры. Елец – всем ворам отец. Ливны своим ворам дивны… и Карачев в придачу». Вот так оценили современники позицию местных жителей и царских войск. Напомню, что раньше вором назывался не тот, кто крал кошельки, а тот, кто прибирал к рукам государственную власть.

– Но ведь не вся Русь поддержала Лжедмитрия?

– Не вся. Но многие.

17 мая Лжедмитрий I был убит заговорщиками, и на престол взошёл Василий Шуйский. Однако волна восстаний не прекратилась, в 1606–1607 гг. на Орловщине происходит бунт Ивана Болотникова, а после появляется Лжедмитрий II, для которого Орёл вообще становится главной крепостью. Здесь он живёт почти четыре месяца, за это время объединяет новоприборных казаков, то есть не потомственных, а вновь принятых, по сути, голытьбу. Центром сбора казаков, а также беглых крестьян служили Камаричи (ныне район Брянской области), здесь формировалась армия Лжедмитрия II. Тут он получает своё прозвище – «орловский царик».

Желая укрепить свою будущую династию, Лжедмитрий всячески подчёркивает близость к Ивану Грозному и его родственникам. Поэтому к тому времени он приближает к своему двору почти истреблённых Романовых, насильно постриженного в монахи при Годунове Фёдора Романова делает патриархом. Последний, в сущности, становится неким русским Ришелье – обманув традицию, не позволявшую постриженным монахам стать царём, он провозглашает себя и Великим Господином, и Великим Государем! Таким образом, Романовы становятся ближайшими сподвижниками Лжедмитрия II.

А после его смерти в 1610 году орловское войско сыграло значительную роль при избрании Михаила Романова на царство. Правда, руководствуясь своими личными интересами: на Земском Соборе, как передаёт летописец, новоприборные казаки выкрикивали: «Изберём же Мишу Романова, ибо молод и умом не дошёл!».

Следует сказать, что в дальнейшем, конечно, династия Романовых смогла обуздать смуту. Но зная своё прозападное происхождение, признавшая власть Лжедмитрия II, прямо выражавшего идеи Запада, она, по сути, положила начало разрыва Руси с её древнебоярской традицией и приступила к её жёсткому реформированию.

– Повлияли ли события Смутного времени на менталитет орловцев?

– Безусловно. Территория Орловской области занимала в этой эпохе центральное место. Будучи в некотором смысле спорной, находясь между Западом и Востоком, она во многом изменила ментальность населяющих её жителей. И то, что сегодня здесь «красный пояс», и то, что во времена фашистской оккупации именно в «Комарицкой волости» была Локотская национал–социалистическая республика – всё это говорит о непростой судьбе региона. Крестьянские восстания в XVII веке, обилие тайных масонских организаций в XVIII веке, поддержка терроризма в XIX веке, Ливенский мятеж против советской власти,– цепочка таких народных противоречий тянется вплоть до наших дней. Поэтому эхо «смутного времени» – до сих пор порождает смятение в душах орловцев. Это время не закончилось и будет жить в нашей родовой памяти ещё очень долго…

Смотрите также: