В современном, динамично развивающемся обществе государство призвано удовлетворять интересы граждан, повышая эффективность работы соответствующих органов за счет использования современных, высокотехнологичных методов работы и взаимодействия. В связи с этим, на всех уровнях - государственном, региональном, муниципальном все активнее внедряются информационно-коммуникационные технологии. О некоторых аспектах межведомственного информационного взаимодействия при государственной регистрации прав на жилые помещения, рассказывает начальник отдела регистрации прав на объекты недвижимости жилого назначения Управления Росреестра по Орловской области Шаталова Ольга Михайловна.
В 2010 г. был принят Федеральный закон от 27.07.2010 № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» (далее – Закон № 210-ФЗ), в ходе реализации которого началась работа по подготовке межведомственного взаимодействия, затронувшая практически все министерства и ведомства. Создана и функционирует федеральная система электронного межведомственного взаимодействия, которая позволяет осуществлять обмен данными между органами и организациями при оказании государственных услуг и исполнении государственных функций в электронном виде. Главным и исключительно важным принципом Закона № 210-ФЗ является недопустимость истребования от заявителей документов или информации, содержащихся в государственных или муниципальных информационных системах, базах данных. С июля 2011 г. запрещено требовать какие-либо выписки, справки, информацию, которые и так есть в базах органов публичной власти, что служит значительному упрощению для граждан процесса сбора документов необходимых для предоставления государственной услуги, в том числе по государственной регистрации права собственности на жилые помещения в частности, исполнения принципа «единого окна».
Так, например, в соответствии с положениями статьи 6 Федерального закон от 21.07.1997 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», права на недвижимое имущество, возникшие до момента вступления в силу этого закона, признаются юридически действительными при отсутствии их государственной регистрации. Государственная регистрация таких прав
проводится по желанию их обладателей и обязательным при этом было предоставление соответствующих справок с необходимой информацией из органов (организаций), которые осуществляли государственную регистрацию до создания учреждений юстиции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним. В настоящее время подобная информация может быть запрошена государственным регистратором самостоятельно.
Отпала необходимость юридическим лицам при каждом обращении в регистрирующий орган предоставлять выписку из Единого государственного реестра юридических лиц, которая также может быть запрошена в Федеральной налоговой службе специалистом регистрирующего органа по средствам системы электронного взаимодействия. В полной мере осуществляется обмен данными между Федеральной службой судебных приставов и Федеральной миграционной службой. Наиболее широко организовано межведомственное взаимодействие с органами государственной власти и органов местного самоуправления с целью, в том числе получения в необходимых случаях решений о переводе жилого помещения в нежилое и нежилого помещения в жилое, сведений содержащихся в разрешении на ввод в эксплуатацию объекта капитального строительства и в разрешении на строительство, сведений о недвижимом имуществе, отнесенным к объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, решений о согласовании перепланировок жилых помещений и многое другое. Необходимо отметить, что на данном этапе региональная система межведомственного электронного взаимодействия в полной мере еще не работает и некоторые сведения приходится запрашивать и получать на бумажных носителях, но без участия граждан.
Вне зависимости от формы и способа направления межведомственного запроса срок его исполнения не может превышать пять рабочих дней со дня поступления межведомственного запроса в орган или организацию. При этом законодательством предусмотрено право заявителя также представить указанные документы и информацию в органы, предоставляющие государственные услуги, по собственной инициативе.
В целом, внедрение новых технологий, разработка и использование сервисов межведомственного информационного взаимодействия способствует минимизации количества документов, которые необходимо представить в регистрирующий орган, сокращению сроков проведения государственной регистрации, исключению обязанности заявителя получать информацию из других органов власти и организации с целью предоставления ее впоследствии в регистрирующий орган, снижению административных барьеров в целом при предоставлении государственных услуг.
Смотрите также:
- Росреестр начал прием документов на регистрацию прав в электронном виде →
- Бланк меняет цвет, но замена свидетельств не требуется →
- Электронные госуслуги Росреестра →