Близится великая дата – 70–летие со дня Победы в Великой Отечественной войне. Время стирает боль утрат, умирают живые свидетели тех битв. Возможно ли «на расстоянии» относиться к тем событиям так, как это было 20, 30, 40 лет назад? Что надо сделать для того, чтобы время окончательно не стёрло радость от Великой Победы и горечь от Великих потерь? Об этом «АиФ–Орёл» беседует с гостем редакции Натальей Проказиной, завкафедрой «Социология и психология управления» Орловского филиала РАНХиГС.
Феномен «забывания»
– Насколько мне известно, вы проводили социологическое исследование на тему восприятия войны современниками. Что оно показало?
– Во–первых, я должна сказать, что мы исследовали отношение к войне не только россиян, но и белорусов, и делали сравнительный анализ.
Несмотря на то, что историческая память о войне подверглась и подвергается регулярным, настойчивым атакам как изнутри нашей страны, так и извне, и российское, и белорусское историческое сознание демонстрируют значительную устойчивость. Великая Отечественная война рассматривается как позитивная символическая ценность во всех поколениях, является одной из немногих опор национального самосознания, стимулирует единение и мобилизацию народа для конструктивного развития.
Вот, к примеру, как распределились ответы на вопрос: «Какие чувства вы испытываете в связи с 70–летием освобождения Беларуси/России от немецко–фашистских захватчиков?»
На Орловщине 67,8% опрошенных относятся к войне как к Великой Победе наших отцов и дедов и героическому подвигу советского народа. Чуть меньше (64,9%) цифра по Беларуси.
– То есть и в Беларуси, и на Орловщине о войне абсолютное большинство населения помнят и чтят её героев?
– Да. Но любое воспроизводство исторической памяти связано с забыванием. Наше исследование показало, что наиболее распространены три типа такого забывания: репрессивное стирание, забывание как оскорблённой тишины и забывание как основание новой идентичности. Я понимаю, что термины для многих читателей не очень понятны, поэтому поясню на примерах. Репрессивное стирание – это, к примеру, целенаправленный отказ от памяти о Великой Отечественной войне в Грузии, Латвии, переписывание истории войны и создание новых конъюнктурных образов героев в Украине. Забывание как оскорблённой тишины это, например, замалчивание фактов бомбардировок Дрездена англичанами и американцами и его восстановления советскими войсками.
А феномен «забывания как основания новой идентичности» чётко проявляется в динамике результатов опросов общественного мнения французов о том, кто внёс наибольший вклад в победу над Германией во Второй мировой войне, опубликованный в «Российской газете». Если в 1945 году большинство французов считали, что СССР победил Гитлера, а США в этом ему лишь помогали, то через 60 лет их потомки убеждены в обратном.
Каждому поколению – своё
– А что формирует у современников представление о войне?
– Мы тоже задались этим вопросом и получили результаты, которые заставляют задуматься. Для начала мы сформировали список книг, которые, на наш взгляд, важны в понимании Великой Отечественной. В него вошли «Судьба человека», «А зори здесь тихие…», «Жизнь и судьба», «Молодая гвардия», Василий Тёркин», учебник истории. Так вот, самый большой процент получила «Судьба человека», но составил он всего 8,2%. Учебник истории «набрал» 6,1%, большинство же опрошенных затруднились ответить! Таких оказалось 43,6%. Вопрос: читают ли книги наши современники?
– Но кино–то смотрят!
– Смотрят. И здесь самыми популярными у зрелого поколения оказались «В бой идут одни старики», «семнадцать мгновений весны», «А зори здесь тихие…». У молодёжи – «Сталинград», «Мы из будущего», «Туман», то есть фильмы, созданные в последние годы.
Но самое главное, что показал провёденный анализ: сегодня идёт принципиально новый этап сохранения и воспроизводства памяти о Великой Отечественной войне! В первую очередь влияние оказывают не книги, а СМИ, современные технологии и гаджеты.
– А стихи, песни, памятники?
– Значительно влияет песня «День Победы» в исполнении Льва Лещенко, символика Великой Отечественной и Советской армии (красная звезда), военная техника (танки).
Кстати, в своём исследовании мы не только задавали вопросы, но и использовали метод анализа рисунков. Так вот, он показал, что основное представление о войне, сформированное у современных школьников, имеет ярко выраженный технократический характер. В первую очередь – это танки. Существенная часть рисунков содержит изображения самолётов. При этом на рисунках военная техника представлена не только в разнообразных ракурсах и сюжетах, но и выступает как преобладающий символ войны. И это – следствие массового распространения военных компьютерных игр. Как ни парадоксально, но именно они сегодня влияют на воспроизводство исторической памяти о Великой Отечественной войне у школьников и молодёжи.
– Так что, надо не книжки писать, а создавать новые игры, если мы не хотим забвения Второй мировой?
– Скажем так: государство могло бы выступить заказчиком сюжетных военно–патриотических игр, обеспечивающих воспроизводство и сохранение исторической памяти. И это было бы очень полезно для подрастающего поколения. Хотя я понимаю, как всё это, возможно, не понравится более старшему поколению, привыкшему к хорошей книге, умному фильму, документальной журналистике…
Равнодушие рождает забвение
– А что можно сделать на местном, региональном уровне для укрепления исторической памяти о Великой Отечественной? Мне кажется, все эти «торжественные речи», «уроки мужества» в школах – уже атавизм. Та же Георгиевская ленточка, которую раздают бесплатно на улицах, имеет гораздо больший эффект, чем пафосные речи чиновников и всякого рода начальства.
– Исследования показали, что кампания «Георгиевская ленточка» позволила прочно закрепить в историческом сознании наших граждан ассоциацию «Победа – георгиевская ленточка». Она стала символом Победы – это факт.
Нами также был проведён контент–анализ программ развития патриотизма всех субъектов Российской Федерации. Несмотря на разнообразие мероприятий, лидирующие позиции занимают фестивали, конкурсы и конференции. Настораживает тот факт, что практически не запланированы мероприятия по сохранению материалов и архивов Великой Отечественной войны 1941–1945 годов, крайне ограничены предложения по использованию интернет–пространства, мало используются новые формы работы с молодёжью, такие, как, например, исторические реконструкции. Следует отметить, что большинство программ разработано без учета исторических и социальных особенностей территорий.
Но есть и интересный опыт. К примеру, в Белгородской области проводится областная акция «Алая гвоздика» по выращиванию рассады для озеленения памятников, а в Курской – проводят экскурсии и походы по Северному и Южному фасам Курской дуги, в Орловской – популярны авто– и велопробеги. Главное – не быть равнодушными!
Смотрите также:
- Виктор Шамрай: «Воронеж – во многом прямой участник битвы за Сталинград» →
- Афган навсегда. Тамбовчанин написал книгу о последней войне СССР →
- Петр Михин: Россия, какая она есть →