Остаться в живых. Почему Орловский регион стремительно вымирает?

Zamir Usmanov/Global Look Press / www.globallookpress.com

За четыре года население области сократилась почти на 40 тысяч человек. И судя по цифрам, реализация нацпроектов в этом вопросе не помогает. Хотя только за 2022-й и 2023-й регион получит и освоит почти 17 миллиардов рублей.

   
   

В чём рекордсмены?

О результатах столь серьёзных денежных вливаний лучше всего рассказывает статистика. Наш регион в числе рекордсменов по вымиранию. Область в ЦФО на 14-м месте из 18. По итогам 2022 года на 1000 человек населения Орловщины пришлось семь родившихся детей. Только за минувший год рождаемость упала почти на семь процентов. По словам главы регионального депздрава Игоря Петчина, младенческая смертность в Орловской области превышает «плановые показатели» на 30 процентов. В целом численность постоянного населения области, по состоянию на январь 2022 года, составила 710 тысяч человек, сократившись на 14 тысяч к показателям предыдущего периода.

За минувшие четыре года численность жителей области сократилась почти на 40 тысяч человек.

Вложили миллионы

Теперь, исходя из статистических цифр, пройдёмся по нацпроектам. То есть что сделали и сколько потратили. Нацпроект «Демография» включает в себя пять региональных проектов. По проекту «Финансовая поддержка семей при рождении детей в Орловской области» регион с 2019 года освоил более 2,8 миллиарда рублей, а по «Содействию занятости» – 553 миллиона рублей. На «Разработку и реализацию программы системной поддержки и повышения качества жизни граждан старшего поколения», «Создание для всех категорий и групп населения условий для занятий физической культурой и спортом, массовым спортом» и «Формирование системы мотивации граждан к здоровому образу жизни» потратили ещё около миллиарда. Итого на всё ушло почти 4,5 миллиарда рублей.

В нацпроект «Здравоохранение» входят восемь региональных проектов. Это «Развитие системы оказания первичной медико-санитарной помощи», «Борьба с сердечно-сосудистыми и онкологическими заболеваниями», «Создание единого цифрового контура в здравоохранении на основе единой государственной информационной системы здравоохранения (ЕГИСЗ)» и другие. Суммарно на их исполнение за четыре года ушло около 2,5 миллиарда рублей. При этом на сегодняшний день медучреждениям Орловщины требуется 1300 сотрудников, в том числе 800 врачей. Первичное звено «хромает». В орловской глубинке до ближайшего ФАПа людям приходится ехать десять километров. По заболеваемости онкологией, сердечно-сосудистыми заболеваниями и многим другим наш регион в топе многие годы, и ситуация не меняется.

Цели и достижения

То есть достижения целевых показателей нет. С этим, кстати, согласны и народные избранники. Ещё в феврале они рассматривали вопрос реализации нацпроектов и остались недовольны докладом члена правительства Орловской области Сергея Антонцева.

«Основная цель реализации нацпроектов – это не освоение денег, а достижение целевых показателей. Взять хотя бы «Здравоохранение». «Борьба с онкологией» какую цель преследует? Снижение количества людей, заболевших онкологией, то есть ранняя диагностика и так далее. А что мы получили? Значительное увеличение количества заболеваний в Орловской области. Значит, своих целей нацпроект не достиг», – считает зампред облсовета Михаил Вдовин.

   
   

Но кажется, что орловские чиновники этого не слышат. В начале года они отчитались об освоении почти 100 процентов средств, выделенных на нацпроекты в 2022-м. В 2023-м тоже планируют потратить все. А что до целевых показателей, не их проблема. Это общероссийская тенденция.

Напомним, в 2022 году областные чиновники освоили почти 8,5 миллиарда рублей, примерно такую же сумму запланировано выделить региону и на этот год.