Платные парковки в Орле. Утопия или близкая реальность?

Виктор Михалёв / АиФ

   
   

Новые технологии

Парадокс? Не совсем. Просто нужно учитывать, что проектировались и строились наши города давно, подходы к регулированию транспортного движения почти по всей стране – едва ли не полувековой давности. А автомобилизация Орла находится, если смотреть на число автомобилей, относящееся к душам населения, на вполне хорошем мировом уровне, характерном для развитых стран Запада.

Вот и сейчас, в преддверии  Чемпионата мира по футболу 2018, город, хотя и не является одним из принимающих, но, как минимум, окажется на путях усиленного транзитного движения автомобилистов. Это могло бы стать поводом для радикальной реконструкции, окультуривания и реорганизации городских пространств, перевода управления дорожным движением в городе на современную техническую базу.

В конце концов, где как не в Орле, в городе, в котором расположен базовый вуз по подготовке инспекторов ГИБДД, организовывать зону по внедрению новых передовых технологий управления движением?

Предстоящий ЧМ-2018 – хороший повод для Орла, который, как уже было сказано выше, будет являться одним из центров массового автомобильного транзита со стороны гостей Чемпионата, навести порядок в городском дорожном хозяйстве. Можно подумать,  город большой. Земли много. Паркуйся кто хочет и сколько хочет.

Есть пример

На практике оказывается, что автомобильные потоки уже сейчас, концентрируясь ближе к центру города, систематически создают пробки. И что интересно, не столько за счёт движения, сколько за счёт беспорядочной парковки, отъедающей и проезжую часть, и тротуары. Безо всякой системы, но при этом вполне заметно мешающей городскому движению.

Позитивный пример Москвы, несколько лет назад начавшей активно приводить управление городским автомобильным движением в порядок, показывает, что польза от такой затеи для городского дорожного хозяйства, безусловно, будет. От замены подходов тридцатилетней давности на современные выиграют все, кого эта замена затронет. И город, и его жители, и его гости. И, кстати, органы ГИБДД, которые смогут более эффективно решать поставленные перед ними задачи.

   
   

Российская столица – это огромный мегаполис, постоянно находящийся в развитии и по своей площади. Орёл – город относительно небольшой, по сравнению с Москвой.

Но есть и общие черты.

Городские власти Москвы поняли, что земля в городе – это ресурс ограниченной доступности. Дефицит, а значит, и расходовать его нужно экономно и аккуратно. В противном случае город ожидает транспортный хаос и, в итоге, коллапс.

А как регулировать расход дефицита, который необходимо справедливо поделить между многочисленными интересантами - жителями города, приезжими и транзитёрами? Только вовлечение этого ресурса в экономические отношения позволит эффективно добиться нужного результата.

Выгодно ли это будет Орлу? Сомнений нет. Опять перед глазами пример Москвы, где парковки стали устойчивым источником поступлений в городской бюджет.

Подобно многим другим городам России центр Орла подвержен пробкам, в немалой степени вызванным именно тем, что парковочное пространство считается «бесплатным естественным ресурсом». Нормальных мест для парковок нет в достаточном количестве, и горожане ставят свои автомобили так, что сужают свободное пространство проезжей части. В результате город норовит встать.

Дефицитность места для парковок ощущается с каждым годом всё сильнее. Орёл здесь не исключение, а часть общего правила. И необъятность окружающих пространств никак не ослабляет того факта, что сам по себе город Орёл не так уж и велик, и городского пространства, если щедрой рукой его разбазаривать, для обеспечения нормального движения автотранспорта попросту не хватит.

Если ничего с этим не делать, то ситуация будет только ухудшаться. Она уже сейчас явно вынуждает городские власти действовать. Ликвидировать постоянный дефицит парковочных мест возможно, но придётся принять радикальные меры, которые, на первый взгляд, покажутся непопулярными. Однако же, у нас перед глазами – позитивный опыт многочисленных успешных проектов и в России и за её рубежом, который показывает, что непопулярные на старте меры после того, как общество их «распробует», довольно быстро начинают пользоваться значимой поддержкой горожан.

Как наладить процесс?

Напомним, что совсем недавно Москва начала значимые реформы, которые поменяли в лучшую сторону не только саму столицу, ее улицы и другие общественные пространства, но и жизнь москвичей.  

Видели ли вы, как выглядели улицы Москвы до введения платной парковки, примерно так в 2010-м? Водитель, задумавший в рабочий день поехать в центр, не смог бы найти свободное место для стоянки своего автомобиля, предварительно не совершив несколько кругов по району, куда он направлялся. Машины ставились вдоль улиц в несколько рядов. Все это приводило к откровенному хаосу на городских улицах. Люди бросали свои машины в совершенно непригодных для этого местах, мешая и пешеходам,  и общественному транспорту и другим автомобилистам. Неужели эта картина ничего не напоминает жителям Орла?

Для решения проблемы Москве как нельзя кстати пришелся современный международный опыт. Впрочем, таких серьёзных мер, как в Лондоне, сделавшем платный въезд в центр, дело не дошло. Хватило и реорганизации парковочного пространства, введения оплаты за паркинг и внедрения автоматических систем опознания нарушений ПДД, включая правила парковки.

В итоге, эти меры дали возможность городу не просто расчистить пространство для проезда автомобилей, но и пополнить городской бюджет.  83 тысячи столичных парковок с 2013 по 2017 год принесли Москве дополнительно целых 14 миллиардов рублей. Эти деньги московское руководство направляет на развитие московской инфраструктуры. Иными словами, заплатил за парковку – получил хорошую дорогу к новому детскому саду.

Конечно, в Орле – совсем другие масштабы, но опыт Москвы доказывает, что принцип – работает. Опыт в столице поставлен – так не стоит ли им воспользоваться и улучшить быт горожан уже в нашем городе?

Как же реализован московский контроль парковки? Московские дорожники справляются с огромными объемами работы при помощи автоматических проборов «Паркрайт», которые устанавливаются на патрульные машины, а также «Паркнет», выполненные в форме планшета.

Как работает система

Программная часть комплекса унифицирована с комплекса «Автоураган», благодаря ей можно распознавать автомобильные номера, а затем передавать их в Центр организации дорожного движения. Система может распознавать любой вид неправильной парковки: на газоне, пешеходном переходе, тротуаре. Также эти приборы способны проводить розыскные мероприятия. «Автоураганы» же используются и для контроля движения на дорогах, опознавая нарушения правил дорожного движения, которые совершают движущиеся по дорогам Москвы автомобили.

Вот тут как раз можно вернуться к вопросу о подготовке курсантов академии МВД, для которых, конечно же, привлекательнее изучать новую технику, чем часами торчать на улицах, размахивая старомодным полосатым жезлом. От такого подхода и порядка на улицах будет больше.

Тема платных парковок вызывает немало споров, но против фактов, как говорится, не попрешь. Мэрия Москвы действительно смогла навести порядок на городских улицах. Произошедшие за последние семь лет изменения необходимы и столице, и ее жителям, чтобы окончательно не встать в одну гигантскую пробку.

На пороге масштабного для всей России спортивного события Орлу вместе с другими заинтересованными в развитии городами России также нет смысла оставаться в прошлом городского планирования.

Без технологического окультурирования дорожного движения в городе нет смысла думать о реконструкции городского центра и давно назревших мерах по обновлению схемы движения в его центре.

Пора начинать обновление.

Смотрите также: