Уверенно смотрим в будущее. «Тамбовмаш» и «Арти-Завод» отмечают юбилеи

Сегодня предприятия работают как единая команда, объединившись с несколькими ведущими предприятиями страны. © / Предоставлено рекламодателем.

В марте этого года «Тамбовмаш» исполнилось 75 лет, в августе 70-летие отмечает «АРТИ-Завод». Мы не просто так называем их вместе. Сегодня предприятия идут нога в ногу, объединившись с несколькими ведущими предприятиями страны под брендом «Зелинский групп».

   
   

Под именем прославленного учёного

«Мы не просто группа единомышленников, но и большая дружная семья. Взяв за основу навыки и опыт сотрудников всего объединения, мы идём вперёд!» — говорит генеральный директор ООО «Зелинский групп» Борис Дубовик.

«Зелинский групп» постоянно участвует в мировых выставках. Фото: Предоставлено рекламодателем.

Учёный-химик Николай Зелинский, именем которого названо объединение команд-производителей, — это прославленный исследователь, создатель научной школы. Он был изобретателем первого эффективного противогаза на основе активированного угля, чем оказал неоценимую помощь России в Первой мировой войне. Заложенные им основы и научные принципы используются до сих пор при производстве военных, гражданских и промышленных средств защиты органов дыхания (СИЗОД). Имя учёного связано и с нашим регионом — одним из первых ректоров ТГУ в 1920 году был Николай Шлезингер, химик, выпускник Московского университета, ученик академика Зелинского.

Сегодня в «Зелинский групп» помимо двух предприятий нашего региона входят также АО «Сорбент» (г. Пермь) и ОАО «ЭХМЗ им. Н. Д. Зелинского» (г. Электросталь). У всех общая цель, миссия: сохранить жизни и здоровье людей.

«Разработка новых изделий и модернизация серийных ведётся на основе инновационных принципов с применением новейших материалов и передовых технологий, — рассказывает исполнительный директор, директор по производству АО «Тамбовмаш» и «Арти-Завод» Лев Мечковский. — Оба наши предприятия многопрофильные. Также помимо СИЗОД мы освоили производство продукции для их комплектации. Изготавливаем детали, катализаторы и многое другое, создано инструментальное производство, мы полностью обеспечиваем свои подразделения оснасткой».

Одна из острых проблем — рост стоимости электроэнергии, это приводит к большим затратам. Для увеличения конкурентоспособности и снижения себестоимости продукции смонтировали газо-поршневую установку. Она  производит электроэнергию для нужд предприятий. Также организовали швейное производство, открытие которого состоялось в сентябре прошлого года. Новое структурное подразделение выпускает изделия для комплектации противогазов. Их особенность в том, что они не тонут, не горят и даже пуленепробиваемы. И, что немаловажно для социальной сферы, с открытием цеха появились дополнительные рабочие места, и набор персонала продолжается. 

   
   

Как итог, по данным за первое полугодие предприятия сработали с прибылью. На площадках заводов работают около 1500 человек.

«Продукция востребована, у нас есть заказы, и это позволяет смотреть в будущее с оптимизмом, — добавляет Лев Викторович. — Мы ставим целью разработку новых изделий, которые будут востребованы. И испытываем их в собственных лабораториях».

Противогаз нового поколения, производимый на «АРТИ-Заводе». Фото: Предоставлено рекламодателем.

В общей сложности в прошлом году на обоих предприятиях затратили порядка 100 млн рублей на техническое перевооружение и модернизацию — и это без учёта текущего ремонта в цехах.

Коллектив — как корабль

Говоря о передовиках, Лев Мечковский отмечает, что перечислить лучших сотрудников непросто — список получится довольно большой.

«Производство без слаженного коллектива — корабль, который не поплывёт, — говорит он. — У нас непростая работа, она связана со специальными процессами. Мы заботимся о здоровье каждого сотрудника, обеспечивая всем необходимым».

С открытием швейного цеха появились дополнительные рабочие места. Фото: Предоставлено рекламодателем.

Из сотрудников «Тамбовмаша» исполнительный директор выделяет Ирину Мандрик — начальника испытательного центра.

«Она не знает покоя, требует такого же отношения от подчинённых, ответственна и требовательна, за что мы её уважаем и ценим, — говорит Лев Викторович. Также он выделяет и заместителя начальника испытательного  центра Ивана Бубнова».

На заводах трудятся достойные люди. Например, стоит сказать про начальника цеха № 12 «Арти-Завода» Веру Рогову, начальника первого производства Валентину Щукину на «Тамбовмаше», начальника второго производства этого же предприятия Виктора Мамонтова, а также многих других.

«Все они пришли на завод в юном возрасте, учились, росли. Они знают свою работу, производство для них — дело жизни», — говорит Лев Мечковский.

Наши двери открыты

Большое внимание уделяется занятости людей с ограниченными возможностями здоровья, им помогают с трудоустройством. В летний период по специальной программе трудоустраиваются подростки, выполняя посильный труд. Они приучаются к дисциплине, ответственности и при этом зарабатывают первые деньги.

«Двери наших проходных открыты для новых сотрудников, у нас есть потребность в специалистах. Нужны токари, фрезеровщики, электрики, сварщики и многие другие, — говорит Лев Мечковский. — Начинающему специалисту нелегко найти работу, но мы готовы дать шанс проявить себя. Развиваем институт  наставничества, чтобы опытом старших овладевала молодёжь».

На мировых рынках

«Зелинский групп» — бренд, ставший известным на мировом рынке, — говорит директор по продажам АО «Тамбовмаш» и «АРТИ-Завод» Вадим Крылов. — Наши партнёры — в Северной и Латинской Америке, на Ближнем Востоке, в странах Азии и Европы. Тесно сотрудничаем со странами СНГ».

Лучший способ рассказать о продукции — участвовать в выставках. Одна из крупнейших выставок средств охраны труда и производственной безопасности проходит в немецком городе Дюссельдорфе раз в два года. Благодаря ей удаётся наладить взаимовыгодные отношения с зарубежными партнёрами.

«Мы презентуем номенклатуру противогазов, участвуем в круглых столах, делимся опытом, — говорит Вадим Владимирович. — Также знакомимся с продукцией зарубежных коллег, сравниваем изделия, получая опыт».

Вадим Крылов отметил, что продукцию «Зелинский групп» можно использовать на земле, под водой, в небе — в любых стихиях она защищает органы дыхания. В ней заинтересованы добывающие и перерабатывающие предприятия-гиганты, но она незаменима при любом ЧП: при эвакуации жильцов, постояльцев гостиниц, сотрудников офисов. Поэтому и востребована она и в мире, и особенно у нас в стране.

Также Вадим Крылов рассказал о постоянном переобучении, подготовке кадров. Он сам вернулся на рабочее место после курсов в Москве, где речь шла о новых механизмах и инструментах реализации товаров на мировых рынках.

Поколение победителей

Стоит рассказать об истории, прошлом и настоящем предприятий-юбиляров. Отсчёт истории Тамбовского завода асбестовых и резиновых технических изделий (АРТИ) начался в 1949 году, но решение о его создании приняли через год после войны. Возводили на пустыре, трудилось поколение фронтовиков. Многие из них оставили воспоминания, которые вошли в книгу заслуженного химика РФ Дмитрия Болотовского.

Среди тех, кто создавал завод, был фронтовик Соломон Мильман. Он писал о том, что работали и в дождь, и в морозы, все шли на выручку друг другу. «И хотя уставали изрядно, все расходились радостно. Знали, что завод продолжает работать, выпускать нужную стране продукцию», — говорится в его воспоминаниях. Работали на равных и женщины, которые тоже воевали на фронтах или трудились в тылу. «Рос, набирая силы, Тамбов, появлялись  промышленные предприятия, — вспоминала одна из старейших работников завода Тамара Шатилова. — Когда я пришла работать, стояли одни коробки без крыш, дверей и окон. Но мы и не мечтали о лёгкой работе, привыкли к ночным вызовам».

Это интересно
Ольга Климова, директор по персоналу АО «Арти-Завод» и АО «Тамбовмаш»: — Между коллективами двух наших предприятий принят своеобразный меморандум. Каждый даёт обещание работать в единой команде, не замалчивать проблемы, а критикуя — предлагать пути решения проблем. У нас есть табу — мы не говорим «у вас», «у них», потому что идём к общей цели. Примерно раз в месяц сотрудники «Арти-Завода» и «Тамбовмаша» проводят неформальные встречи. В межведомственных спартакиадах и других соревнованиях мы также выступаем единой командой.
Коллектив стал большой семьёй. Многие нашли здесь настоящую любовь, создавались семьи, которые затем становились трудовыми династиями. Так познакомились Клавдия Черняковская со своим будущим мужем, моряком, героем войны Фёдором Петровичем, сын и дочь пошли по их стопам, работали в цехах, построенных родителями. Электромонтёр Алексей Тепляков тоже встретил личное счастье — жену Анастасию, их дети — Вячеслав и Нина — связали жизнь с предприятием. Каменщик Пётр Климов тоже не знал в далёком 1947 году, строя завод, что он станет родным для его сыновей, дочерей и новых поколений. У Петра Николаевича было шестеро детей, и все они выросли достойными людьми, и младшие, и старшие выбрали для себя трудовой путь. Сегодня его внучка Ольга работает директором по управлению персоналом.

Таких семейных историй можно рассказать очень много, и все они наглядно показывают, что завод — это в первую очередь люди, их жизнь. За труд несколько сотрудников удостоены орденов Ленина и Трудовой Славы. Постепенно развивалась социальная база — были построены санаторий-профилакторий, культурно-спортивный комплекс. Заводчане получали ордера и ключи от квартир.

Пережив сложное лихолетье, которое наступило в 90-е годы,  «Арти-Завод» крепко стоит на ногах. Выполнен государственный контракт, связанный с разработкой противогаза нового поколения для военнослужащих Министерства обороны РФ, который входит в экипировку «Ратник». Он сочетает новейшие научные достижения в области бронематериалов, навигации, систем ночного видения, отслеживания психофизиологического состояния военнослужащего и, конечно же, защиты органов дыхания.

Также выпускаются самоспасатели, которые по защитным характеристикам выше противогаза. Они незаменимы, например, при эвакуации из горящего здания, полностью изолируя органы дыхания от внешней среды. Разрабатываются противогазы для подразделений МВД и Национальной гвардии.

Пионеры производства

Об истории завода «Тамбовмаш» рассказал Николай Димкович, заместитель генерального директора ООО «Зелинский групп». Предприятию 75 лет, Николай Тодорович проработал здесь 34 года, причём два месяца заместителем директора по производству, 10 лет — главным инженером, 17 лет — гендиректором и 6 лет — замом генерального. В его трудовой книжке всего несколько записей на одной странице.

Сборка холодильников «Тамбов» – первых массовых холодильников производства Советского Союза. Фото: Предоставлено рекламодателем.

Изначально предприятие называлось Тамбовским котельно-механическим заводом. Имея лишь несколько небольших мастерских, предприятие выросло до огромного промышленного завода, известного не только в нашей стране, но и за рубежом.

В первые годы завод выпускал химическое оборудование и запасные части к нему для заводов синтетического каучука. В 1947 году коллектив предприятия приступил к освоению химической аппаратуры, работающей под давлением, а в 1951-м — к производству более сложного химического оборудования.

«Мало кто знает, но именно наш завод был пионером производства во многих направлениях. Именно у нас появилось первое в СССР производство и ремонтная база теплообменной аппаратуры для предприятий химической промышленности. На «Тамбовмаше» была изготовлена первая в стране полиэтиленовая труба. Первый массовый холодильник производства Советского Союза также был сделан не в Минске, не в Саратове, а именно на «Тамбовмаше», — говорит Николай Димкович. — Сначала выпускалась марка «Тамбов», а затем — «Наст». Выпуская 45 тысяч холодильников, подняли производство до 80 тысяч».

В середине шестидесятых началось освоение производства специальных и промышленных противогазов и респираторов. Так завод стал головным предприятием в СССР, поставляющим изолирующие противогазы и другие специальные изделия для нужд обороны страны, сохраняя позиции вплоть до её развала.

В цех — в белом костюме

«С наступлением так называемых «демократических» реформ и «шокотерапии» нам буквально приходилось вытягивать завод из пропасти, — вспоминает Николай Тодорович. — Наш завод, имевший огромное значение для военной промышленности, оказался не нужен «младореформаторам», которые рушили экономику, промышленность, обороноспособность страны. Люди месяцами не получали зарплату, уже не раз стоял вопрос о банкротстве. И я благодарен тем, кто в то время занимал ключевые посты в регионе. Они помогали нам спасти предприятие».

Среди них — руководитель отделения Пенсионного фонда Тамара Козловская, начальники налоговой инспекции Надежда Теплякова и Светлана Бабаева, руководитель отделения Центробанка Валентина Арнаутова и, конечно же, Олег Бетин, который в 90-е, прежде чем возглавил регион, был начальником управления Федерального казначейства по Тамбовской области.

«Почему мы выстояли? Потому что выполняли обязательства, договорённости, — говорит Николай Тодорович. — Мы сохранили мощности, номенклатуру».

В 1994 году появилась идея, как спасти завод. Если делали военные противогазы, почему бы не выпускать промышленные? Завод стал осваивать их производство. Далее последовали шланговые противогазы, линейки респираторов, изолирующих аппаратов, резинотехнических изделий, лицевых частей и многое другое. Производство СИЗОД постепенно стало основным направлением.

Примерно с середины «нулевых» годов на «Тамбовмаше» начался подъём. Завод активно развивался, осваивая производство новых видов продукции. В настоящее время «Тамбовмаш» — одно из ведущих предприятий области и один из крупнейших в России производителей СИЗОД, которые по основным характеристикам не уступают лучшим зарубежным образцам, а по комплексному показателю цены и качества превосходят многие из них. Предприятие располагает инструментальным, штамповочным, сварочно-сборочным, окрасочным и гальваническим производствами, цехом по переработке пластмасс и другими. На заводе — постоянный экологический контроль, проводится исследование окружающей среды. 

«Возглавив предприятие, я сказал, что придёт время, когда по нашей территории и в цехах можно будет ходить в белом костюме, — говорит Николай Димкович. — Тогда мало кто верил, а  я принципиально носил белый костюм. Прошли годы — пройдитесь по заводу, загляните в цеха — в любую погоду на одежде не будет и пятнышка».

«Красный директор»

Николая Димковича называли «красным директором». Так в своё время именовали руководителей, которые не изменили принципам после развала СССР, сохранили традиции коллективизма и товарищества.

«Рыночные законы не должны становиться волчьими, когда в буквальном смысле один старается вцепиться в глотку другому, — говорит Николай Димкович. — В 90-е годы я не допустил распродажи акций предприятия и сам не стал их приобретать. Работали слаженно. У меня не было дорогой машины, зарплата практически не отличалась от той, что была у заместителей. В трудные годы мы старались выплачивать сотрудникам пусть небольшую, но регулярную зарплату. Поэтому в день, когда мы отмечаем юбилей, я говорю нашим работникам «Тамбовмаша» — завод нужен в первую очередь нам. Потому что он наш кормилец. Когда мы работаем хорошо, слаженно, любим его, бережём, тогда есть и прибыль, а значит — будущее. Никому завод так не нужен, как всем нам, коллективу. Будем идти вперёд, помня, что завод был и остаётся родным домом для многих поколений тамбовчан».

Смотрите также: