Всегда в пути. Тамбовский вагоноремонтный завод отмечает 120-летие

Заводчане в рамках акции «Семейный автопробег «Я помню! Я горжусь!» посещают военно-мемориальные комплексы в память о земляках – тамбовчанах, не вернувшихся с войны. © / Предоставлено рекламодателем.

4 ноября — не только День народного единства, но и знаковая дата для Тамбовского вагоноремонтного завода, который в этом году отмечает 120-летие. Начав историю с вагонных мастерских, завод постоянно рос и развивался. Сегодня это не только крупнейшее предприятие в нашем регионе по ремонту пассажирских вагонов, но и предприятие, где всегда по-особому ценили, понимали роль и значимость человека труда. Опыт, знания, традиции, развитие экономики региона — всё это по праву нужно отнести к заслугам предприятия.

   
   

На стыке эпох

О прошлом и настоящем завода нам рассказал директор предприятия Алексей Грибков. История Тамбовского ордена Трудового Красного Знамени вагоноремонтного завода началась на стыке XIX и XX веков, этот период тесно связан с масштабными проектами, промышленным ростом, строительством железнодорожных артерий, которые  связали разные уголки Российской империи.

«Построить железные дороги, запустить по ним движение — это только половина дела, — рассказывает Алексей Грибков. — И поезда, и вагоны постоянно нуждаются в обслуживании, ремонте, восстановлении. Поэтому в стране стали создавать вагонные мастерские. В Тамбове строительство началось в 1897 году».

Наш регион для этих целей выбрали неспроста. Станция Тамбов располагалась почти в центре Рязано-Уральской железной дороги и была связующим узловым пунктом. Здесь было удобно задерживать вагоны, требующие ремонта, к тому же имелся резерв рабочей силы — в то время в городе не было ещё крупных промышленных предприятий. Открытие Тамбовских вагонных мастерских состоялось 4 ноября 1899 года и стало новой вехой, после которой Тамбов из провинциального города стал по-настоящему важной точкой на карте страны.

Завод никогда не стоял на месте, уже в 1900 году в мастерских работало более 1000 человек, выпускалось по семь капитально отремонтированных грузовых вагонов в сутки. Из истории мы знаем, среди работников первого набора был техник Никита Галахов. Именно он сконструировал в 1909 году эллиптическую рессору для пассажирских вагонов, которая до сих пор исправно служит железнодорожному транспорту.

Новый XX век был, вне всяких сомнений, самым бурным в истории, и каждая веха, каждая страница — как радостная, так и трагическая, — тесно переплетены с историей завода.

Начавшаяся в 1914 году Первая мировая война изменила жизнь и работу мастерских. Многие работники отправились на фронт, а цеха перешли на выполнение военных заказов. В мастерских оборудовали санитарные вагоны, вагоны-аптеки, изготавливали гильзы для снарядов.

   
   

В музее ТВРЗ можно узнать много нового о прошлом и настоящем предприятия. Фото: Предоставлено рекламодателем.

После революции и гражданской войны произошли значительные перемены. Заметный след в истории завода, развитии производства оставил Василий Уваров. В 1924 году его назначили начальником предприятия. Талантливый инженер и руководитель, он предложил использовать для ремонта вагонов новый и прорывной для того времени поточный метод, внедрение которого позволило значительно повысить производительность труда и увеличить выпуск вагонов. Опыт наших вагоноремонтников оценили на государственном уровне, его рекомендовали всем железнодорожным мастерским страны. Тогда за плодотворный труд и рационализацию производства коллектив Тамбовских вагонных мастерских наградили орденом Трудового Красного Знамени, а также грамотой ВЦИК и премией. Деньги направили на строительство ДК «Знамя труда», который до сих пор является настоящей культурной жемчужиной нашего города. В 1928 году Тамбовские вагонные мастерские перешли в непосредственное ведение наркомата путей сообщения и стали называться вагоноремонтным заводом.

В тылу и на фронте

«История завода — это зеркальное отражение истории нашей страны, событий и перемен, которые происходили в государстве и обществе, — говорит Алексей Грибков. — В годы первых советских пятилеток развивалось стахановское движение, шло социалистическое соревнование, передовики пользовались особым почётом и уважением. Планы, которые ставило государство, не просто выполнялись, а перевыполнялись. Это была эпоха, время людей особого склада, и мы помним, приводим в пример новым поколениям легендарные имена».

Великая Отечественная война ворвалась в жизнь народа, полностью изменила её. Четыре года битвы с врагом стали героическими и для заводчан. Полторы тысячи сотрудников воевали на фронтах, 300 из них погибли, защищая Родину. Многие из фронтовиков за отвагу и мужество в боях  награждены орденами и медалями, а трое рабочих удостоены звания Героев Советского Союза.

«Все военные годы ТВРЗ был лидером среди предприятий железнодорожного транспорта по производству боеприпасов, — говорит Алексей Грибков. — Из заводских ворот на фронт уходили санитарные и банно-прачечные вагоны, снегоочистители, выпускались спецвагоны для ПВО».

В ноябре 1941 года завод получил приказ: до января 1942-го построить два бронепоезда. Прибывший на завод представитель Москвы вместо чертежей и техусловий привёз только фотографию бронепоезда 1928 года, предупредив, что образец устарел. Руководитель завода Пётр Порошин дал указание приступить самим к проектированию основных узлов, и сложнейшее задание было выполнено за 35 дней вместо 45, намеченных приказом. Бронепоезда были настоящими крепостями на колёсах, они получили названия «Тамбовский рабочий» и «Москва». В последующие годы войны на заводе построили 40 бронепоездов усовершенствованной конструкции. В то же время завод досрочно справился с выпуском для московского метрополитена 50 противогазных установок. Цех, изготавливающий корпуса мин, стал в эти суровые времена одним из ведущих. Здесь было произведено около двух миллионов корпусов мин.

В начале 1942 году на завод поступил приказ освоить отливку корпусов мин из сталистого чугуна на литейном участке механического цеха. Но литейный участок занимал небольшую площадь и мог обеспечить только мелкую чугунную отливку. Тогда приняли решение в короткие сроки построить здание нового чугунолитейного цеха. Разрабатывала проект здания цеха техник-строитель отдела главного механика Тамара Попова. После она сама руководила и строительными работами, которые завершились к концу 1942 года.

Такие достижения стали возможны только благодаря самоотверженному труду вагоноремонтников, а ведь в основном это были женщины и подростки, они работали по двенадцать часов без выходных. Труд в тылу стал важной составной частью Победы. Более 2000 работников ТВРЗ были удостоены орденов и медалей за доблестный труд в годы Великой Отечественной войны.

Завод — это люди

В послевоенные годы на заводе осваивались новые виды продукции, постоянно шло техническое перевооружение производства. В номенклатуре ремонта подвижного состава появились вагоны для перевозки молока, живой рыбы, вина и многие другие. Важным стал 1970 год, когда был отремонтирован первый автономный рефрижераторный вагон, и вскоре предприятие стало специализироваться на ремонте этого вида подвижного состава.

ТВРЗ – это многопрофильное предприятие, которое проводит ремонт пассажирских и грузовых вагонов. Фото: Предоставлено рекламодателем.

«В период перехода к рыночным отношениям и падения спроса на ремонт рефрижераторного подвижного состава коллектив освоил ремонт нефтеналивного подвижного состава, а затем и пассажирских вагонов, — говорит Алексей Иванович. — Сейчас наш завод — филиал АО «Вагонреммаш». Это многопрофильное предприятие, которое проводит ремонт пассажирских и грузовых вагонов. Кроме того, ТВРЗ выпускает широкий ассортимент запасных частей для железных дорог. Специалистами предприятия разработана новая программа ремонта жёстко-открытого пассажирского вагона».

Важно и то, что завод — не только успешное, но и социально ориентированное предприятие. Большую работу в этом направлении проводит руководство совместно с первичной профсоюзной организацией предприятия.

«Мы подчёркиваем, что завод — это не только машины и стены, — говорит Алексей Грибков, — это в первую очередь наши люди. Сегодня у нас трудятся 2290 человек. Работают целые трудовые династии, старшее поколение передаёт знания, мудрость и опыт молодым. Среди династий стоит выделить семьи Ананьевых, Казанских, Стукалиновых, Каширских, Удаловых, Копыловых и других. Есть немало достойных примеров, когда дети стремятся перенять опыт и знания отцов».

Знаковым событием, которое приурочили к 120-летию завода, стало открытие на территории ТВРЗ Аллеи Трудовой и Боевой Славы. Приветствуя заводчан, глава Тамбова Наталья Макаревич отметила, что по итогам последних лет предприятие достигло самого высокого в области объёма производства.

«В прошлом году ТВРЗ сумел реализовать продукции на сумму более 10 миллиардов рублей. Это позволило заводу занять первое место в промышленном комплексе области. Такого достижения ещё не было за всю историю завода!» — отметила Наталья Владимировна. Вместе с сотрудниками предприятия она приняла участие в посадке деревьев.

Мы — семья

Большую работу на заводе проводит первичная профсоюзная организация, её возглавляет Екатерина Таранина. Работники отдыхают в санаториях и пансионатах, в том числе на Черноморском побережье. Сотрудники посещают культурные мероприятия, в том числе театральные постановки, концерты. Созданы спортивные команды, которые постоянно участвуют и нередко побеждают в состязаниях различного уровня, в том числе на полигоне Юго-Восточной железной дороги. Также Тамбовский ВРЗ — один из лидеров среди предприятий региона по сдаче крови.

Благодаря работе сотрудников ТВРЗ поездки по железной дороге остаются комфортными и безопасными. Фото: Предоставлено рекламодателем.

«Мы много внимания уделяем семейным ценностям, — добавляет Екатерина Таранина. — Сотрудники имеют возможность показать и рассказать детям о своей работе. Ведь именно так зарождаются династии, у детей появляется желание идти по пути родителей».

На заводе постоянно проводится акция «Неделя без турникетов», благодаря которой учащиеся профессиональных училищ, техникумов, а также вузов узнают о производстве. Многие из них затем стремятся хорошо учиться, чтобы стать сотрудниками завода.

«Нам всегда нужны профессионально подготовленные рабочие, — говорит Алексей Грибков. — Требуются рабочие руки самых разных профилей — вагонники, сварщики, слесари, токари, фрезеровщики, кузнецы-штамповщики и многие другие. И не беда, если нет опыта — у нас хорошо развит институт наставничества. Новички у нас быстро вливаются в коллектив, и для нас важно, чтобы они прониклись традициями, которым уже 120 лет. Мы хранили и продолжим бережно хранить всё то, что получили от наших предков. Всех сотрудников предприятия, ветеранов я сердечно поздравляю с долгожданным нашим общим юбилеем! Желаю здоровья, процветания, мира и счастья! Пусть везде и во всём вам сопутствует удача! И помните, что завод для всех нас — это родной дом, где рады каждому из нас, где всё общее — и печали, и радости. Мы прошли большой путь, но многое ещё предстоит сделать!»

Кстати

Каждой весной заводчане проводят важное мероприятие – семейно-патриотический автопробег «Я помню! Я горжусь!».  В разных уголках нашей области возводятся военно-мемориальные комплексы в память о земляках, не вернувшихся с полей сражений. Накануне Дня Победы сотрудники завода продумывают маршрут, а затем семьями посещают мемориалы. Так дети и взрослые отдают дань памяти героям. В День Победы проходят встречи с ветеранами – тружениками  ТВРЗ. Стало также доброй традицией участие заводчан в акции «Бессмертный полк».

Смотрите также: