Орловский лесничий о «чёрных» лесорубах и новогодних ёлках

В сентябре традиционно отметили День леса. В России этот праздник приходится на третье воскресенье сентября. К тому же осенью вспоминают не только о богатых лесных угодьях, но и чествуют работников леса, хранителей бесценного дара природы. Гостем редакции стал Василий КРЮЧЕВ, лесничий.

   
   

По стопам отца

– Василий Иванович, почему вы выбрали такую редкую на сегодняшний день профессию?

– Скорее, это профессия выбрала меня. Я практически всё детство провёл в лесу среди берёзок и ёлочек, помогая отцу, который там проработал около 15 лет. Мы ухаживали за зелёными насаждениями, рубили старые деревья, сажали новые. Я рос вместе с лесом, проводил в нём дни и ночи напролёт – собирал грибы, ягоды, жёлуди. И никогда не мог устоять перед его очарованием, поэтому после школы точно знал, что моя дорога – в лес. Без этих зелёных красавиц я уже не представлял свою жизнь. 

Тем более, это сейчас профессия лесничего непопулярна, а раньше она была достаточно востребованной среди молодёжи. В институтах на эту специальность при поступлении всегда существовал конкурс, причём немаленький. К тому же в советские годы правительство поддерживало своих граждан. После окончания вуза бывшие студенты знали, что без работы они точно не останутся. Молодых специалистов направляли на рабочие места, выдавали жильё за счёт государства. Так и я по распределению попал в Знаменский лесхоз.

– Сейчас существуют проблемы с кадрами?

– Да, молодёжь не спешит в лес. Наоборот, многие из глуши, деревень давно перебрались в города, стремятся в мегаполисы и не представляют свою жизнь без цивилизации, компьютера, Интернета. В лесном хозяйстве остались в основном люди советских времён, настоящие энтузиасты, патриоты и любители природы. 

   
   

Молодых можно понять, здесь не заработаешь достойных денег на жизнь. Например, зарплата инспектора составляет около 8 000 рублей. А труд в лесу тяжёлый, графики напряжённые. В любое время могут вызвать на работу, особенно летом. Тем более, сейчас назрела проблема зарастания леса бурьяном, сухой травой, много сушняка, валежника, люди дрова практически не заготовляют. А захламлённость может привести к трагедии.

Уголовное дело за берёзу

– Другими словами, всё это создаёт пожароопасную ситуацию?

– Именно! Раньше вокруг леса распахивались поля, колхозный скот вытаптывал траву, что уменьшало риск возникновения пожара. А что сейчас? Даже одна непотушенная спичка или сигарета, брошенная в нескольких километрах от леса, при жаре и ветродуе может стать причиной пожара в лесу. Тем более, рабочих рук не хватает. Например, в нашем лесничестве за каждым инспектором закреплено по 4 000 га. Лесничие проводят санитарные рубки, уборки ветровальных, сухостойных деревьев, а также создают противопожарные полосы вокруг леса. Однако попробуй за всем уследи! Особенно сложная ситуация была летом 2010 года, когда приходилось практически жить в лесу. В этом сезоне нам удалось не пустить ни одного пожара в лес, огонь тушили ещё на подходе силами добровольных пожарных дружин.

– Василий Иванович, а как часто в ваши лесные угодья заглядывают «чёрные» лесорубы? 

– В этом году был зарегистрировано только одно административное правонарушение по незаконной вырубке. В прошлом – два уголовных дела. Злоумышленники выпилили семь берёзочек. Но такие случаи достаточно редки. Каких-то злостных «чёрных» лесорубов в наших лесах, слава богу, не водится. Обычно это жители ближайших деревень, которые срубают пару деревьев для собственных нужд, за что предусмотрен административный штраф. Правда, если сумма ущерба превысит 5 000 рублей, то на такого «дровосека» заведут уголовное дело.

Купить дешевле

– Близится Новый год. Много ли бывает желающих спилить хвойную красавицу на праздник?

– В государственный лесной фонд, к которому относится наше лесничество, «похитители» ёлок заглядывают нечасто. В прошлом году таких случаев зарегистрировано не было. В основном от незаконных вырубок, особенно в зимнее время, страдают муниципальные угодья. Но прежде, чем заглянуть в лес за хвойной красавицей, стоит подумать: а не дешевле ли купить её на базаре? За срубленную сосёнку высотой около двух метров правонарушителю придётся заплатить 2 800 рублей, за ёлку – 2 600 рублей, а также административный штраф в размере 3 500 рублей. То есть, в общей сложности дерево обойдётся в 6 000 – 6 500 рублей. Думаю, что на ёлочном базаре можно купить символ Нового года куда дешевле.

Кстати, не стоит забывать, что если люди в лесу нарушают правила отдыха, то лесничий наложит на них штраф в зависимости от причинённого ущерба. Так, например, за неубранный мусор придётся заплатить

1 000 рублей, а за непотушенный костёр – от 2 000 до 5 000 рублей.

– А как вы проводите своё свободное время?

– Как ни парадоксально, отдыхаю я тоже в лесу, хожу за ягодами, грибами. За 27 лет работы в лесничестве мы с ним давно уже срослись душой, стали как одно целое. Даже в отпуске меня тянет обратно в свои, ставшие родными зелёные массивы, к ёлочкам, берёзкам. Подальше от людей и повседневной суеты. Где как не здесь можно насладиться красотой, природой, тишиной, встретиться с интересными представителями фауны? Вот к нам всё чаще стали заглядывать зубры из соседней Калужской области, разгуливают по тропинкам лоси, роют землю кабаны в поисках желудей. 

Лес даёт огромный заряд бодрости, восстанавливает здоровье, и наша задача – сохранить и защитить его.

 

Смотрите также: