Фуражку и погоны – отставить
АиФ: – Дмитрий, поскольку мы с тобой бывшие однокурсники, разреши обращаться на «ты».
Д.Ч.: – Конечно, не возражаю!
АиФ: – Скажи, откуда у тебя «есть пошла» любовь к музыке?
Д.Ч.: – Всё это произошло с лёгкой руки Ольги Львовны Городницкой. Когда-то она взяла меня в хор мальчиков «Алые паруса». Этот коллектив в своё время был хорошо известен в Тамбове. Но сегодня хоров осталось единицы. И уж тем более мальчишек в них найти – большая редкость. А жаль – нам есть что вспомнить. Например, концерт в честь 350-летия Тамбова. В сводном детском коллективе мне выпала честь солировать с мэтром российской эстрады Львом Лещенко – пели известную в советские времена пионерскую песню Евгения Крылатова «Гайдару – салют!». И вообще – много выступали тогда, ездили на конкурсы, фестивали.
АиФ: – Ты один из немногих, кто поступал в музыкальное училище, минуя музыкальную школу. Но, тем не менее, в то время ты уже играл на трубе. Как это возможно?
Досье | |
---|---|
Дмитрий Чернов родился в 1974 году в Тамбове. Выпускник Тамбовского музыкального училища им. С. В. Рахманинова (1994 г.) и Российской академии музыки им. Гнесиных (2000 г., с отличием) (педагог – народный артист РФ, председатель музыкального общества Москвы, профессор Авангард Федотов). Доцент ТГМПИ им. С. В. Рахманинова. Артист Тамбовского симфонического оркестра; Тамбовского духового оркестра им. В. Агапкина. Поёт на службах в Лазаревском храме. Лауреат республиканского конкурса. Обладатель гран-при международных конкурсов и гранта общественного фонда «Русское исполнительское искусство». Женат. Трое детей. |
Д.Ч.: – Да, в музыкалку я в детстве не ходил. И вообще до поступления в музыкальное училище нотной грамотой даже не владел – знал только, что есть семь нот – и всё. Поскольку духовики всегда были востребованы, брали и без базового образования – всё «нагнали» в процессе. А трубу я освоил, заканчивая основную школу, – играл всё на слух, запоминая только аппликатуру. Тогда мне очень хотелось попасть в военный духовой оркестр, что был при училище связи. Просто грезил носить фуражку и погоны. Но, «отслужив» там полгода кларнетистом, понял, что это не моё…
Духовики – в моде
АиФ: – Духовики сегодня – вымирающая специальность?
Д.Ч.: – Отнюдь. Перспектив для духовиков не меньше, чем для пианистов. Нашего брата постоянно не хватает в оркестрах даже в Тамбове. Беда в том, что в России музыканты зарабатывают сущие гроши. Тогда как в Европе наблюдается совершенно противоположная картина – там нас оценивают по достоинству. Оттого и стараются русские музыканты в отпуск вырваться за рубеж, как говорится, подзаработать деньжат.
АиФ: – Вероятно, поэтому сегодня не столь охотно идут учиться в музыкальные школы?
Д.Ч.: – Почему же? Когда проводим набор – среди детей находится много желающих поучиться музыке. И на начальном этапе родители не препятствуют этому. К сожалению, после, определяя дальнейший путь, всё-таки подталкивают своих чад к более доходным профессиям. К примеру, меня абсолютно поразила картина, с которой пришлось столкнуться в этом году в Уваровской школе искусств, где я был председателем итоговой комиссии. Там заканчивали обучение более 30 человек – это достаточно большой выпуск для провинции. Среди них и очень талантливые дети, которым сам бог велел идти дальше по этой стезе. Но… Ни один из них не пошёл в музыканты благодаря своим «заботливым» родителям. В результате – два человека решили стать патологоанатомами, кто-то хирургом…
АиФ: – Скажи честно: как тебе год культуры на Тамбовщине?
Д.Ч.: – Я его на себе не испытываю. Впрочем, как и многие мои коллеги. Как работали десятками лет, так и работаем.
АиФ: – Ну, может, народ наш культурнее стал?
Д.Ч.: – На концерты ходят – это хорошо. Но когда мимо урн плюют и мусор кидают – это плохо. Отдать должное: те, кто посещает классические концерты, всё-таки так не поступают.
Примерный семьянин
АиФ: – Дим, до сих пор помню, как будучи учащимися музыкального училища, мы отмечали твою свадьбу «по-студенчески» – чаепитием с тортами. Ты оказался у нас ранней пташкой. Как в советские времена умудрился жениться в 17 лет?
Д.Ч.: – Пришлось тогда брать разрешение в облисполкоме о снижении брачного возраста. Конечно, только с согласия родителей – на основании того, что мы уже год как вели общее хозяйство вместе с избранницей. Получается, что не зря влезли в кредит доверия: не подкачали, мы рядом и по сей день.
АиФ: – Признайся, как тебя хватает на всё: и на работу в нескольких местах, и на то, чтобы своей большой семье внимание уделять?
Д.Ч.: – Домочадцы и заряжают. Женившись в 17 лет, я ни разу не разочаровался в семейной жизни. В этом помогает вера, которую открыла для меня супруга. У нас есть свой духовный отец в Рязанской области. С каждым годом православный союз наш только крепнет. Если бы люди не теряли веры, то не было бы сегодня столько разводов. Сравните: в царские времена на десяток тысяч браков приходились единицы разводов, а сейчас – 90%.
АиФ: – Думал когда-нибудь бросить музыку и найти более доходное место, чтобы прокормить семью?
Д.Ч.: – Конечно же, трудные моменты в жизни поджимали. Жена предлагала открыть свой бизнес. Но я не вижу себя в другом деле, к тому же по натуре я далеко не авантюрист. Поэтому все мои заработки связаны только с музыкой.
АиФ: – Для всех троих своих детей ты не только любящий и заботливый отец, но и строгий педагог. Каково учить музыке собственных чад?
Д.Ч.: – Да, дочь выучилась игре на гобое, старший сын – на кларнете, теперь занимаюсь с младшим. Признаюсь, что совмещать две роли – отца и преподавателя – сложно. К своим детям всегда относишься более требовательно, ждёшь от них чего-то большего, чем от других. Поставил как-то сыну двойку за неподготовку к уроку, а потом чуть ли не до слёз сам переживал – было и за него, и за себя обидно. Но зато сейчас бок о бок работаем в симфоническом оркестре с дочкой – это уже успех.
Дыши умело – не заболеешь
АиФ: – Известно, что игра на духовых инструментах может стать своеобразной панацеей при некоторых болезнях. Сталкивался с этим?
Д.Ч.: – Конечно! Прежде всего пришлось испытать это на себе. Если до 14 лет моя медицинская карточка была «пузатой», то после того как начал «дудеть», всё изменилось в лучшую сторону. Будучи преподавателем, постоянно наблюдаю, как детки, ранее постоянно болевшие, крепнут буквально на глазах. Дыхание духовиков относят к так называемому «йоговскому», наряду с дыханием вокалистов, самих йогов и ныряльщиков за жемчугом. И зачастую, научившись правильно дышать, люди забывают про многие недуги. Были случаи из собственной практики, когда после трёх лет обучения дети избавлялись даже от приступов астмы.
АиФ: – А можешь дать какой-нибудь совет для тех, кто хочет укрепить свои лёгкие?
Д.Ч.: – Прежде всего, нужно научиться вдыхать воздух ртом в живот и выдыхать маленькой струйкой через губной аппарат. При этом нужно контролировать процесс, держа руки под рёбрами, на диафрагме. Попробуйте делать это упражнение перед шторой – отходя с каждым разом всё дальше и дальше. Так вы сможете наглядно оценивать силу своего дыхания. А хотите сочетать приятное с полезным – осваивайте духовые инструменты!
Смотрите также:
- Скрипач и альтист. Первые музыканты Платоновфеста о роке, йоге и родине →
- Певец EMIN в Воронеже: «Мои дети слушают в машине Сергея Лазарева» →
- Об особенностях «ударной» профессии →