Талант по наследству
- Валентина Васильевна, вы росли в музыкальной семье?
- Профессиональными музыкантами мои родители не были. Папа был адъютантом командующего Североморского флота, мама - телефонисткой в военном городке. Но в душе оба были творческими людьми. Мама очень хорошо пела. Папа одно время руководил ансамблем бального танца в Доме офицеров. Так что музыку я любила с детства.
- В этом отношении вы пошли дальше своих родителей?
- Да, однажды взяла и записалась в музыкальную студию без их ведома, мне тогда было семь лет. А произошло это так: мой сосед вёл туда своего сына и, увидев меня, поинтересовался - не хочу ли я пойти вместе с ним. Только я мечтала играть на фортепиано, но посмотрев на мою маленькую ручку, преподаватель сказал: выбирай - домра или баян. Я выбрала баян, хотя меня из-за него было даже не видно.
- Но талант-то сразу было видно?
- Определённые способности у меня, конечно, были. Всё-таки хорошее наследство (улыбается. - Ред.). Три года я отучилась в этой студии. Потом перешла в музыкальную школу, а оттуда - в училище. Педагог мне достался потрясающий. Правда, он был сильно удивлён моему выбору. Меня пригласили в Саратовскую консерваторию на дирижёрское отделение, а я ушла в эстрадный ансамбль и села за барабаны.
В ансамбле только девушки
- Что же заставило вас взять в руки палочки?
- Как раз в то время вошли в моду женские вокально-инструментальные ансамбли. Руководителем одного из них, под названием «Красные девицы», был мой хороший знакомый, он меня и пригласил к ним работать. До меня там на ударных играла девушка, но по семейным обстоятельствам она ушла из ансамбля. Тогда это место предложили мне, решив, что я ритмичный человек и быстро всё освою.
- Наверное, соседи с ума сходили?
- Да нет (смеётся. - Ред.). Дома я пользовалась специальными резиновыми накладками, которые приглушают звук. Конечно, есть безумные барабанщики, которые играют и без них, их соседям я не завидую. Но на меня никто никогда не жаловался. В общем-то на то, чтобы полностью изучить ударную установку, мне потребовалось два-три года.
- Насколько был популярен ваш ансамбль?
- Может, помните, был такой коллектив «Балтийские чайки», который не сходил с экранов телевизоров?.. Наш ансамбль, конечно, не был удостоен такого внимания прессы, но мы гастролировали не меньше. Особенно мне запомнились гастроли в Севастополе - мы давали концерты для моряков. Нас так тепло принимали, что однажды после концерта меня на руках вынесли со сцены вместе с ударной установкой.
Счастливая семёрка
- А как вы оказались в «Мозаике»?
- Этот коллектив создавался специально для аккомпанемента известному липецкому певцу, народному артисту России, Анатолию Безденежному. По задумке в нём должны были быть семь человек, эдакая счастливая семёрка. Тогда посмотрели, кто работает в филармонии, и пригласили нас с мужем, тоже талантливым музыкантом. Мы с удовольствием согласились, это было в 1988 году. Так была создана группа, впоследствии ставшая сольным коллективом.
- Как вас принимает публика, всё-таки женщина за барабанами - большая редкость?
- Сначала зрители, действительно, удивлялись, подходили после концерта, брали автографы. А потом пошли женские ансамбли, и все стали постепенно привыкать к тому, что женщина за ударными - нормальное явление. Хотя я и сейчас иногда чувствую, что много зрительского внимания во время концерта оттягиваю на себя. А вот в среде музыкантов к женщине-барабанщице относятся спокойно - дамы сегодня играют и на бас-гитарах, и на контрабасах.
- А физически тяжело стучать по барабанам?
- Во-первых, по барабанам не стучат, на них играют. Это инструмент, который может звучать очень красиво. А во-вторых это, действительно, физически тяжело. Когда я только начинала, у меня после репетиций страшно болели руки. Кроме того, профессиональный музыкант всегда работает с полной отдачей, поэтому после концерта чувствуешь себя выжатой как лимон.
Не обманывать зрителя
- Многие артисты, чтобы облегчить себе задачу, сегодня выступают под фонограмму.
- Настоящие артисты, старой закалки, всегда работают только вживую. Они не позволяют себе халтурить, обманывать зрителей. Конечно, бывают объективные причины, по которым невозможно использовать профессиональную аппаратуру. Но это исключение.
- К сожалению, такие «исключения» на нашей эстраде случаются всё чаще…
- То, что мы сегодня наблюдаем в нашей поп-культуре - это полнейшая деградация. Думаю, не только я - многие это видят. Достаточно включить телевизор. Начался этот процесс лет двадцать назад, когда на сцену стали выходить люди, не умеющие петь, а умеющие только открывать рот. И за это им стали платить огромные деньги, по сравнению с которыми зарплаты профессиональных певцов, музыкантов - копейки.
- Может, нам просто не хватает талантливой молодёжи?
- Как раз наоборот, у нас подрастает замечательная талантливейшая молодёжь. Вы посмотрите, какие ребята участвуют в международных, всероссийских конкурсах. Именно это и даёт нам надежду, что российская культура сможет возродиться, а мы - выбраться из той пропасти, в которую сами же себя и загнали. Я в это верю!
Досье
Валентина Безденежная родилась в 1956 году в Североморске. Окончила Липецкое музучилище и ЛГПУ. Дипломант всероссийского и лауреат международных конкурсов. Награждена нагрудным знаком Министерства культуры и массовых коммуникаций РФ «За высокие достижения».