Состоявшиеся выборы губернатора Курской области никакой интриги не обещали: с самого начала было понятно, что их единственная цель — помочь Роману Старовойту избавиться от приставки врио. Врио губернатора и его команде для этого был дан почти год, да и серьёзных конкурентов у него не было.
Соперники помогли
Своей главной интриги избирательная кампания фактически лишилась в конце июня. Завершавшаяся регистрация кандидатов показала, что никто из парламентских партий не хочет серьёзной борьбы. За исключение ЛДПР, все они выдвинули фигуры явно второстепенные — даже не лидеров региональных отделений. С большой долей вероятности говорили о выдвижении от либеральных демократов депутата Госдумы Сергея Иванова, бывшего курского лидера партии, — он и правда проявлял некую активность, но не случилось. Либерал-демократы традиционно выдвинули своего регионального лидера.
Самовыдвиженцев губернаторские выборы не предполагали, поэтому вряд ли стоило серьёзно обсуждать вопрос о том, победит Старовойт или нет. Конечно же, он победил. И главной интригой выборов стала тема явки и процента «за».
41 на 81
В качестве стартовой, то есть нижней, планки многие политологи считали возможность набрать 50% голосов при 30%-ной явке. Говорили, что это якобы задача-минимум, поставленная где-то на очень высоком уровне. Ни подтверждать, ни опровергать такой план никто не будет, да и задача эта, будучи весьма амбициозной в начале года, к осени стала почти смешной. Недюжинная активность Романа Старовойта, буквально «влюбившего» в себя большинство курян, сделала возможными разговоры чуть ли не о 100%-ной победе сразу же. Ни о каком втором туре речи не было.
«Задачи для Курской области должны быть амбициозными, решать их должны все вместе. Команда Старовойта — это все куряне, да и он курянин не только по рождению, а по своей сути». Такие достаточно незамысловатые лозунги и сделали избирательную кампанию. Мы все неожиданно для себя вдруг полюбили здоровый образ жизни, физкультуру и разные массовые форумы.
А ещё врио губернатора публично отказался от предвыборной агитации, заявив, что «дело надо делать». Впрочем, это и есть лучшая агитация. В итоге уже к осени вполне определённо стали говорить о возможной полной и безоговорочной победе с 50 процентами «за» при аналогичной, 50-процентной, явке. Бывший губернатор на своих последних, четвёртых выборах набрал почти 67% голосов при явке в 39%. Новому, конечно же, хотелось результат превзойти. И получилось.
«Роман Старовойт побеждает на выборах по итогам обработки 100% протоколов с результатом 81,07%, — объявила в понедельник утром председатель облизбиркома Галина Заика. — На втором месте — Владимир Фирсов от КПРФ (5,65%), на третьем — Владимир Фёдоров от ЛДПР (5,45%). Предварительная явка на выборах губернатора — 41,56%».
Так что 41 на 81 — лучший результат выборов губернатора в новейшей истории. Даже харизматичный Руцкой в 1996 году набрал только 76% голосов. Словом, победа Старовойта — полная и безоговорочная.
Что дальше?
Однако даже при таком триумфе нужно понимать, что 81% — это 310 тыс. голосов, или одна пятая населения области, и всё, что получено 8 сентября, — это скорее аванс, чем реальная оценка работы. Старовойту удалось из «варяга» стать своим, теперь с него будут спрашивать как со своего.
Понятно, что вся деятельность Романа Старовойта была «заточена» под выборы. Теперь нужны проекты — они есть, и много, нужны громкие отставки и назначения — их тоже хватает. Нужны шоу — хоть отбавляй. Ведь вечное правило «хлеба и зрелищ» никто не отменял, и куряне всё это получили сполна. Теперь наступает время тихой работы.
«Что дальше? Врио многих приучил оперативно реагировать, но хватит ли задора после 9-го числа? — комментирует политолог Владимир Слатинов. — Да, деньги пойдут, но как мы их будем тратить, кому отдадим? Это важнейший вопрос. Здесь важно под это сформировать систему управления. Те кадры, что были за 11 месяцев, решили задачи предвыборного периода, но дальше... Что будет с районами? Как отстроим кадровую политику? Пока ответов на эти вопросы не было».
У губернатора Руцкого, с которым любят сравнивать Старовойта, путь от народной любви ко всеобщей ненависти занял четыре года. И он тоже утверждал, что работает на благо курян. Роман Старовойт говорит, что общается с Руцким и, конечно же, не хочет повторять его ошибок. Нескрываемое увлечение триатлоном и титул «железного человека», полученный им на спортивных дистанциях, автоматически перенесены его командой на дистанции политические и управленческие. Врио губернатора любил подчёркивать, что он строитель, а не политик. Избавившись от приставки, он волей-неволей стал политиком. Со всеми вытекающими.
Смотрите также:
- Послесловие к выборам: люди не готовы понять, что такое народовластие →
- Интрига сохраняется. Кто из кандидатов прошёл муниципальный фильтр →
- «Явка убивается». Политолог о том, чего ждать от выборов в Курске →