«Ропот уже начался». Политолог о правлении орловского врио губернатора

Врио орловского губернатора Андрей Клычков был назначен на должность 5 октября. Чтобы поближе познакомить наших читателей с успехами и провалами новой власти, «АиФ-Черноземье» побеседовал с политологом Владимиром Слатиновым.

   
   

Показная осторожность?

Эля Волженцева, «АиФ-Черноземье»: Владимир Борисович, как считаете, изменилось ли что-то в области с приходом нового врио губернатора?

Владимир Слатинов: Мне кажется, изначально население немного выдохнуло. Например, глядя на ротацию губернаторов, очень часто мы сразу замечаем, что последующий хуже предыдущего. В каком-то смысле это касалось и Орловщины. Думаю, когда Вадим Потомский ушёл в отставку, многие переживали, что же будет дальше. Однако получилась достаточно любопытная ситуация. Мы увидели человека совершенно другого типажа. Политическая фигура Андрея Клычкова отличается и от Александра Козлова, и от Вадима Потомского, да и, естественно, от Егора Строева (предыдущие губернаторы Орловской области. — Ред).

Клычков — варяг, он не местный, но он совсем не похож на тех товарищей, которые правили регионом раньше. У всех возникает вопрос: «А что же теперь будет?». Пожалуй, это и есть главный результат Клычкова на сегодняшний день.

Что касается осязаемых действий и решений, то сейчас мы не видим каких-то конкретных результатов. Мы не видим чётко сформулированных планов и программ. Хотя этого и не следовало ожидать, учитывая, что он приехал из другого региона, и у него нет своей команды. У него нет управленческой биографии, и ему придётся доказывать и региону и стране, и своей политической партии собственную состоятельность.

Тут есть один интересный момент. Невооружённым взглядом заметно, насколько  Клычков отличается от своего предшественника Потомского. Вероятно, у него отсутствует та самая личная коммерческая мотивация к управлению. Всё-таки есть ощущение, что регионом приехал управлять порядочный человек. Другое дело, что порядочный человек — это не профессия.

   
   

— Думаете, Андрей Клычков пытается играть на контрасте с образом Вадима Потомского?

— Он старается действовать очень осторожно: не совершил каких-то резких движений и не наломал дров. Особенно это заметно с точки зрения принятия решений. При этом он никогда не ругал Потомского публично, напротив, относится к нему с нарочитым уважением. Но будем откровенны, Клычков очень активно играет на этом контрасте. Он приехал в изначально враждебную среду. Сами понимаете, для региона это уже третий варяг. За время правления двух предыдущих область просто «изувечили».

Что касается кадровой политики, то и тут он крайне осторожен. Да, несколько чиновников с довольно одиозной репутацией были уволены.  Кто-то ушёл сам.  Тем не менее люди из команды Потомского продолжают работать. Репутация некоторых из них крайне сомнительна.

— Многих удивило, что Андрей Клычков очень спокойно принял в наследство от Вадима Потомского скандальный закон «О митингах».

— Я, например, ожидал, что он выйдет на площадь и сожжёт его. Конечно, я говорю образно. Но сам врио заявил, мол, ребята, идите в суд и оспаривайте его там. Я этого делать не буду. Изначально мне казалось, что он отменит этот один из самых одиозных региональных законов. А получается, что он всё это переадресовал гражданскому обществу и политическим партиям.

Первый блин комом?

— Одним из первых заявлений нового врио губернатора были слова о том, что должности в правительстве области должны занимать орловцы, но кадровых перестановок нет. Дело в осторожности?

— Конечно, со временем ротация продолжится. На мой взгляд, если «люди Потомского» смогут встроиться в новый формат управления, то многие из них останутся работать и дальше.

Сам факт, что у нового врио пока нет своей команды, с одной стороны, влияет на ситуацию негативно. А с другой, мы помним, как раньше местных жителей дико раздражал этот массовый импорт кадров, завоз огромного количества людей, которым доставались хлебные должности.

— Тот факт, что ключевые должности остались за людьми из команды Потомского, продолжает несколько раздражать общественность. Это показала и прошедшая пресс-конференция врио губернатора. Какие у этого могут быть последствия?

— Совсем скоро мы увидим, насколько его действия грамотны. Какое-то время отсутствие резких движений в сложившейся ситуации было вполне логичным, но чем дальше, тем больше от него требуется внятности. В том числе это касается и кадровых решений. Да, вопрос о том, когда же появится ядро команды, волнует многих. И это, конечно, уже становится проблемой, потому что Клычкову нужно что-то отвечать.

— Андрей Клычков выступает за активное развитие технологий и формирование it-кластера. Можно ли считать такой курс приоритетным для Орловской области?

— На мой взгляд, врио губернатора должен продемонстрировать внятную программу развития региона. С точными, понятными и осязаемыми целями, задачами и механизмами. Пока мы видели лишь инвестиционное послание, которое было крайне абстрактным. Это набор каких-то приоритетов, в значительной степени, туманных. 

Безусловно, у Андрея Клычкова есть синдром москвича. Давайте будем честными, человек приехал из другой среды. Вряд ли от него стоило ожидать чего-то внятного. Всё-таки он работал в столице, где абсолютно иной уровень развития инфраструктуры и бюджетных возможностей. Мне кажется, эти месяцы (которые врио губернатора Андрей Клычков работает в регионе. — Ред) пошли на его адаптацию к местной почве. В какой-то степени процесс ещё не завершён. Тут вспоминается забавный комментарий пресс-службы главы региона по поводу отказа сотрудничать с «Клубом регионов», что в курс дела губернатору необходимо входить пару-тройку лет. Смех смехом, но эта оговорка в какой-то степени была по Фрейду. Заметно, что адаптация идёт довольно сложно. И опять же подчеркну, что у него нет никакой команды, пожалуй, кроме господина Лежнева.

Чего ждут?

— Советник врио по СМИ Сергей Лежнев, вероятно, не отличается столь присущей самому Андрею Клычкову осторожностью. Блогер успел громко заявить о себе, назвав орловскую журналистику «хренью». Потом, конечно, последовали извинения, но осадочек у многих остался. Как считаете, Лежнев тоже проходит суровую адаптацию в нашем регионе?

— Эта история мне кажется очень забавной. Его искренне удивил тот факт, что в Орловской области есть многочисленная и разнородная пресса. Человек приехал из Белгорода, где были сложности со свободой слова.

Конечно, он там был таким чуть ли не единственным героем. А здесь, да, у него проходит определённая адаптация к среде, которая для него является странной и незнакомой. Среди проблемных моментов, конечно, являются отношения со СМИ. Когда-нибудь его адаптация, конечно, завершится, но пока всё протекает достаточно сложно.

— Совсем недавно советником врио по культуре был назначен московский режиссёр Юрий Грымов. Судя по всему, перебираться на Орловщину он не собирается, а параллельно продолжит руководить столичным театром «Модерн». Чего ждать от такого кадрового решения?

— Юрий Грымов — это своего рода красивый бренд, который призван работать на положительный имидж нового врио губернатора. Но я думаю, что он всё-таки поможет реализовать какие-то культурные проекты в Орловской области.

— На ваш взгляд, Андрей Клычков сможет избавиться от приставки врио? Иными словами, какой прогноз вы можете дать относительно губернаторских выборов?

— В одном из интервью он дал понять, что не собирается искусственно взращивать конкурентов. Из этого я делаю вывод, что Андрей Клычков надеется, что модель губернаторских выборов сохранится в том виде, в котором она была до сих пор. По сути, это некий референдум о доверии кандидату Кремля.

Из уст представителя КПРФ, который имеет репутацию оппозиционера, это звучит очень любопытно. Очевидно, что он подстраивается под удобную политическую конструкцию.

Карьера Андрея Клычкова в Орловской области будет зависеть от того, насколько он продемонстрирует свою политическую и управленческую состоятельность. Ресурс адаптационного периода уже заканчивается. Отсутствие резких движений, которое первое время можно было считать достоинством, сейчас может превратиться в недостаток. Оно перерастёт в претензию об отсутствии видения ситуации, воли, понимания и желания что-то объяснить.

Региону просто необходима внятная стратегия и программа. От этого будет зависеть и многое другое — и команда, и структура управления. Всё это он должен продемонстрировать и показать, в том числе и в кадровом смысле. Потому что ропот уже начался. И я думаю, что он будет только нарастать.

Смотрите также: