Семья как эксклюзив. Тамбовский психолог: как наладить отношения с детьми

Недавно в Тамбове, в областном Центре развития творчества детей и юношества состоялась открытая лекция для родителей, которую провела практический психолог Анастасия Крохина.

Сегодня она рассказывает нашим читателям о причинах и признаках разлада в семье, важности качественного времяпрепровождения с детьми и роли семейных традиций.    
   

Важна открытость

Татьяна Черных, «АиФ-Тамбов»: Анастасия, такая встреча проходила впервые и собрала около 100 человек. Как она прошла?

Анастасия Крохина: Да, данный опыт был первым, и у меня были переживания: откликнутся ли родители, захочет ли кто-то прийти, тем более что это был вечер буднего дня, а у каждого родителя ведь есть свои заботы. Но, к моей радости, людей собралось много, мы быстро наладили контакт с аудиторией, я видела, что люди заинтересованы, потому что тема действительно важная. Родители в открытую говорили о своих проблемах, и в целом по обратной связи и по моему личному ощущению всё прошло на достойном уровне. Те проблемы, о которых шёл разговор — они навели меня на мысли о том, какими могут быть следующие лекции, на какие темы и на чём сделать акцент для родителей.

—Почему, на ваш взгляд, такие встречи необходимы?

— Семья во все времена всегда была очень большой ценностью. А сейчас в нашем современном мире, к сожалению, есть достаточно большое количество разводов, есть какие-то недопонимания, конфликты внутрисемейные. Родители сталкиваются со сложностями в воспитании детей. И если задуматься, нам вообще не рассказывают о том, как строить семью, нас этому не учат. Нет такого, что вот если люди пошли и зарегистрировали брак, то решили, что они — семья во веки веков и, как в сказке, будут жить вместе долго и счастливо. Сегодня не все понимают, что семья — это постоянный вклад, это работа, и работа в первую очередь над собой.

Фото: Министерство социальной защиты и семейной политики Тамбовской области

Да, опыт всегда учит, даже опыт отрицательный. Но всегда важно идти этот путь, путь своего совершенствования — и совершенствования своей семьи параллельно, знать, на что надо обращать внимание, как поддерживать, укреплять семью.

— Почему на эту встречу в родителями пригласили именно вас?

   
   

— Скорее я была в числе инициаторов, а не приглашённых. Дело в том, что я работаю в онлайн-школе «Верю-Верю» как клинический психолог, практический психолог, и наша онлайн-школа является спонсором общественного движения родительского просвещения. Мне предложили составить программу для этого мероприятия, которое проводилось совместно с министерством образования нашего региона. И я считаю, это очень хорошая идея, потому что нужно людям рассказывать о том, как растить и развивать своих детей, как важно уделять больше времени своим семьям. Сейчас всё это может развиться в целый семейный проект.

Качество времени

— Что вы как психолог посоветуете, чтобы избежать раздала в семье?

— Самый основной пункт — это качество времени¸ проведённого со своими детьми и непосредственно в семье. Разлад — это процесс, он не появляется внезапно, он формируется постепенно, изо дня в день, из наших выборов, из формата наших общений. И самое основное, чему обычно не уделяют внимания в семьях — это качество общения, качество взаимоотношений друг с другом и с детьми.

Приведу пример, достаточно простой. Если мы сидим всей семьёй и с ребенком, смотрим телевизор — это ещё не значит, что мы проводим время вместе. Это всё формальность. По-настоящему качественное время вместе — это когда у нас нет в руках гаджетов, когда мы смотрим друг на друга, друг другу в глаза, когда мы весь фокус нашего внимания направляем друг на друга. Мы можем при этом что-то уточнять, задавать вопросы, чтобы понять внутренний мир другого человека, понять, как он ценен и важен. Этим мы стараемся быть безопасными и открытыми для своего ребёнка, чтобы он мог нам довериться, чтобы он мог к нам подойти, обратиться в любой момент.

Важно понимать причины и признаки разлада в семье. Это, например, отсутствие развития гибких навыков у детей. К гибким навыкам психологи относят эмоциональный интеллект, когда дети могут себя понимать, умеют разбираться в том, что они чувствуют, что с ними происходит. Это также критическое мышление, креативность, понимание взаимоотношений, семьи, дружбы, — это всё та самая психологическая база, которая важна и нужна каждому человеку, и замечательно, когда она начинает развиваться уже в детском возрасте.

А если ребёнок растёт не в фокусе вашего психологического внимания, в нём эти гибкие навыки не развиваются или развивается с трудом, и потом, уже во взрослом возрасте, он набивает свои собственные шишки и приходит к психологу прорабатывать свои травмы. А ведь этого изначально можно избежать, если научить ребёнка иметь внутреннюю опору.

Так что две основные причины раздала в семье — это отсутствие качества взаимоотношений и отсутствие гибких навыков у детей. Если они сами себя не могут понять, как мы, их родители, сможем их понимать?

«Золотое время» друг для друга

— Как наладить взаимоотношения с детьми? Дайте, пожалуйста, практические советы для наших читателей!

— Первое правило, которым, кстати, пользуются все психологи — это активное слушание. После встречи с психологом у человека становится хорошо на душе просто оттого, что его внимательно выслушали. Поэтому очень важно внимательно слушать друг друга и в повседневной жизни. Активное слушание — это когда мы смотрим в глаза человеку, когда мы стараемся его понять, мы можем кивать, задавать какие-то уточняющие вопросы. Вопросов мало не бывает, чем их больше, тем лучше.

И тут главная задача — попробовать увидеть мир глазами членов нашей семьи. Представьте, что это неизведанный мир, как другая планета, которую нам надо исследовать и понять. Задавайте вопросы, старайтесь понимать! Например, если ребёнок вам говорит, что ему не нравится математика — не нужно сидеть и доказывать ему, что это царица наук. Попробуйте узнать, в чём причина? Что конкретно не нравится? В чём его сложность? Попробуйте услышать, понять друг друга, а потом и помочь.

Второй мой совет — это «золотое время» друг для друга. Особенно это важно, если у вас не один ребёнок. Что я понимаю под «золотым временем»? Это когда каждый ребёнок знает, что каждый день вы потратите лично на него хотя бы 30 минут. И пусть это будет обговорено: договоритесь с ним, что вы будете это время вместе, ни на что не отвлекаясь, и будете заниматься именно тем, чего хочет ребёнок. Рисовать, играть, читать — всё, что угодно. Тем самым вы даёте ребёнку сигнал того, что вы для него безопасны, что вы всегда у него в доступе. И тогда у него нет необходимости саботажничать, капризничать, бунтарить, как-то неадекватно проявлять себя в школе, чтобы на него обратили внимание.

Нужно также и «золотое время» для всех членов семьи, это могут быть совместные чаепития, или какие-то совместные дела, прогулки, совместное творчество.

Третье правило — это развитие гибких навыков у детей, то, о чем, к сожалению, забывают в нашем современном мире. Везде — в школах, в университетах, на работе — у нас делают упор на хард-навыки, то есть на жёсткие навыки, на какую-то профессию. Но в итоге получается, что мы как будто бы не умеем жить, мы об этом забываем. А гибкие навыки помогают нам жить в согласии с самим собой и с окружающими. Причём это касается и детей, и взрослых.

— Почему, на ваш взгляд, важны семейные традиции, какова их роль в укреплении семьи?

— Каждую семью отличает эксклюзивность. И каждый из нас понимает ценность чего-то, когда он в это вкладывается. А вкладываться мы можем временем, ресурсами, финансами, нашими мыслями и чувствами. И чем больше мы вкладываемся, тем больше мы это ценим.

Когда мы придумываем какие-то семейные ритуалы, например, утренние чаепития или воскресные обеды всей семьёй, мы понимаем, что это наша эксклюзивность, то, что отличает нас от других. И нам в душе от этого тепло. Мы это ценим, потому и называем ценностью, а через традицию мы и видим ценность. Например, в семье вдруг возник конфликт, и из-за него утреннего чаепития было — и нам сразу этого не хватает, мы понимаем, что хотим это вернуть, что это нас укрепляет, связывает, мы к этому привыкаем, мы получаем в этом положительные эмоции. Мы, наконец, чувствуем свою причастность к семье как к некоей очень важной общности, связанной узами родства. Для ребенка это основополагающее чувство, которое закладывается в детстве и проносится потом через всю жизнь.