Небывалая прозрачность
Кампания по выборам губернатора оказалась одной из самых ярких за последние годы: она сопровождалась митингами, громкими заявлениями и массированным применением «грязных технологий». Сам день голосования на этом фоне прошёл относительно спокойно.
В области работало 893 избирательных участка. Посетившие их липчане не спешили делиться с социологами сделанным выбором. Так что интрига сохранялась до последнего.
Отличительной особенностью нынешних выборов была их беспрецедентная открытость и прозрачность. Одна только Общественная палата Липецкой области направила на участки для голосования 1017 своих представителей.
Было несколько десятков медианаблюдателей и от Российского фонда свободных выборов. В день голосования они вели видеосъёмку на участках, записывали свои наблюдения и выкладывали материалы в социальных сетях.
Своих наблюдателей назначили политические партии и сами кандидаты.
В качестве международного эксперта в Липецкой области присутствовал адвокат из Швейцарии Сэми Мейер. Всего за ходом выборов следило более четырёх тысяч наблюдателей. Во всех территориальных избирательных комиссиях, а также на 55 самых крупных участках работали видеокамеры.
«Мы сделали всё, чтобы у людей не возникло сомнений в законности голосования», — сказал председатель областной избирательной комиссии Юрий Алтухов.
В целом по области явка составила 47,1%. На выборы пришли 438 123 липчанина. Активно голосовали жители областного центра — 37,63%. По сравнению с предыдущими выборами главы региона в 2014 году, когда своё волеизъявление озвучили всего 23,7%, избирательная активность липчан выросла на 14%.
По итогам обработки 100% голосов победил с большим отрывом от ближайшего соперника действующий врио губернатора Игорь Артамонов — за него проголосовало 67,27% липчан. Второе место — у кандидата от КПРФ, депутата областного Совета Сергея Токарева, которому свои голоса отдали 20,06% избирателей. Третье место заняла кандидат от «Справедливой России» Лариса Ксенофонтова, набравшая 4,6% голосов. На четвёртом расположился Андрей Плотников от партии «Коммунисты России» с 3,19%, и на последнем, пятом, — Андрей Григорьев от «Патриотов России» с 2,88%.
Жёсткая борьба
Результаты прошедших выборов нельзя назвать неожиданными. В целом они совпали с прогнозами крупных социологических агентств, таких, как ВЦИОМ и ФОМ, которые на протяжении всей избирательной кампании фиксировали явное преимущество Игоря Артамонова (например, незадолго до выборов РБК опубликовало электоральные рейтинги кандидатов в российских регионах, и в Липецкой области самый высокий показатель — выше 70% — оказался у действующего врио). Отчасти именно с этим была связана сдержанная стратегия команды врио и отсутствие яркой агитации.
В то же время нельзя сказать, что для Артамонова и его избирательного штаба эта кампания далась легко, и они ничем не рисковали. Так, источником серьёзных рисков стало для врио участие в выборах сильного кандидата от КПРФ Сергея Токарева, вооружённого брендом крупнейшей парламентской оппозиционной партии и пытавшегося опереться на протестное голосование. Те же социологи и политологи ещё накануне выборов называли именно его главным соперником врио.
Другие участники кампании — Лариса Ксенофонтова, Андрей Плотников и Андрей Григорьев — конкурировали с Токаревым за оппозиционный электорат. Однако их политическая активность, медийность и ресурсные возможности оказались, по мнению политологов, ниже, чем у кандидата от КПРФ, развернувшего к тому же одну из самых зрелищных и достаточно жёстких агиткампаний. После отказа в регистрации по причине недобора подписей муниципальных депутатов активного оппозиционера, кандидата от ЛДПР Шерина Токарев практически в одиночку возглавил электоральный протест. Попытки Григорьева переломить эту ситуацию и подвинуть оппонента на третье место, сыграв роль «народного губернатора», ратующего за порядок и справедливость, оказались недостаточно эффективными. Похоже, ему не хватило средств для такого соперничества.
Два других кандидата — Лариса Ксенофонтова и Андрей Плотников, несмотря на то, что тоже были достаточно яркими и со своей, так сказать, «изюминкой»: одна — единственная женщина, участвующая в предвыборной гонке, другой — православный коммунист-предприниматель, также уступили Токареву в борьбе за второе место.
Пошли и поддержали
Но самым главным, пожалуй, фактором риска для Артамонова стала сама его популярность среди населения и избыточная уверенность сторонников в неизбежной победе врио. Всё это снижало их интерес к выборам и лишало мотивации. «Зачем тратить в выходной время на голосование, если Артамонов и так победит?» — рассуждали многие. Между тем если бы сторонники врио поленились прийти на выборы, шансы Токарева как минимум на второй тур существенно бы возросли. Протестный электорат всегда отличается большей готовностью прийти на участки и выразить своё отношение к власти доступным способом.
Условием победы Артамонова оказалась именно высокая явка. Обеспечить её и была главная задача команды кандидата. Сложилась довольно необычная ситуация, когда уже сама агитация за участие в выборах, без уточнения, за кого именно следует голосовать, приближала победу врио. Помощь пришла с неожиданной стороны. Сделав ставку на «чернуху» в последние предвыборные недели, противники врио неожиданно придали кампании дополнительный драйв. Интерес уже было заскучавших избирателей к выборам начал расти. Борьба на предвыборном фронте накалилась. Главной ошибкой стало откровенно «мусорное» в прямом и переносном смысле слова качество распространяемых материалов. Возможно, они и прибавили кому-то из кандидатов несколько процентов. Но для сторонников врио, которых оказалось намного больше, «чернуха» стала видимым источником угрозы и стимулом всё же пойти на выборы — выразить возмущение откровенной клеветой и поддержать своего кандидата.
Итог выборов свидетельствует, что «чернуха» её авторам не помогла, а уровень протеста в области оказался недостаточно высоким. Большинство избирателей поддержало позитивную, содержательную повестку врио, предложенный им курс на перемены в регионе: на обновление, открытость власти, использование новых социальных и экономических технологий, главным приоритетом которых становятся конкретные интересы жителей области. На окончательный выход из «застоя». Это большое доверие, но и большая ответственность, поскольку конкретная программа преобразований — это не популистские обещания «за всё хорошее против всего плохого». Такая программа предполагает, что спустя пять лет она может быть подвергнута такой же конкретной оценке каждым избирателем — с цифрами и фактами в руках.
Переходим на «цифру»
14 тысяч 729 жителей региона стали «мобильными избирателями». Они подали заявления о голосовании не по месту регистрации, а по месту нахождения. 9244 человека из них обратились для этого в участковые избиркомы, 511 — в территориальные, у 1204 заявления приняли МФЦ. Через портал госуслуг документ оформили 2512 человек. Спецзаявления в период с 5 по 7 сентября подали 1258 избирателей. Все эти люди соответственно голосовали там, где им удобно. 193 избирателя Липецкой области приняли участие в эксперименте ЦИК России и голосовали на цифровых избирательных участках.
Смотрите также:
- Как выбирали? На участки не пришла половина жителей Воронежской области →
- «Явка убивается». Политолог о том, чего ждать от выборов в Курске →
- Тихие выборы. Орловцы определились с губернатором →