Открытое письмо: "Желаю правнуку мира без войны!"

   
   

Дорогой мой правнук Артёмка! Когда мне было девять лет, как тебе сейчас, шёл 1942 год. И уже год, как началась война. Не спеши бежать к своему велосипеду. Если ты это прочтёшь, ты будешь больше ценить то, что вы, дети, имеете теперь…

Сначала война была где-то далеко. Когда мой папа ушёл на фронт, ему и маме было примерно столько же лет, сколько твоим родителям сейчас.

Было лето. Я выбегаю на порог и вижу, как с запада прямо на нас низко-низко летят три самолёта с чёрными крестами. Вот тогда мы узнали слова «бомбёжка» и «бомбоубежище», фронт загрохотал совсем рядом.

Первого сентября мама отвела меня в школу. Она завязала в кусок марли букварь, простой карандаш и две тетради. На большой перемене нас кормили бесплатным обедом: кусочек манной или творожной запеканки и компот. Потом завтрак стал состоять из кусочка хлеба, посыпанного сахаром. А когда не стало сахара, хлеб поливали патокой. Тогда это казалось вкусно. Некоторые дети не ели хлеб в школе, а, завернув, несли его домой. Там было, с кем поделиться.

Успехи в первом классе давались с трудом. Уроки делали при свете керосиновой лампы. Жили в постоянном страхе. В школе нам говорили, что когда мы хорошо учимся, то помогаем нашим отцам побеждать фашистов. И мы старались. Уже к концу первого класса я стала учиться на отлично и получила похвальную грамоту, которую храню до сих пор.

Во время уроков во дворе всегда дежурил учитель, который «слушал» небо. При первых звуках приближающегося самолёта он громко звонил школьным колоколом. Мы все выскакивали из классов, пулей летели в бомбоубежище, кубарем скатывались по ступенькам вниз и до сигнала «отбой» сидели там, как испуганные воробьи.

   
   

У нас воспитывалось чувство любви к Родине и ненависть к фашистам. Чувства товарищества, дружбы, доброты, уважения к старшим, особенно к пожилым людям. Всему этому нас учили на уроках литературы. В то трудное время учебников не хватало. Нам давали их в школе бесплатно - один учебник на несколько человек. Поэтому уроки делали по очереди.

Дома у нас, детей, появились новые обязанности: утром надо было занять очередь в магазин, чтобы получить хлеб, который выдавался по талонам. Норма на человека была 400 граммов. Самое страшное, если потеряешь эти талоны или их у тебя украдут, то вся семья остаётся без хлеба. Так случилось однажды и со мной. Слёз было много.

Школьники ходили помогать раненым. Писали письма домой для тех, кто не мог сделать этого сам, читали и устраивали небольшие концерты.

А летом мы ходили собирать лекарственные травы и жёлуди для лесхоза. Помню, как много было земляники летом 1942 года! Лес пропах запахом ягод и словно хотел накормить нас, голодных и запуганных. Но ходить туда было страшно. Постоянно летали самолёты, сбрасывали листовки, хвалящие немецкий порядок. Всё время жили в тревоге.

Конец 1942 - начало 1943. Война была уже в Воронеже. Гремела канонада. У нас при артиллерийских залпах ходуном ходили двери. По ночам постоянно дежурили военные патрули - искали дезертиров и шпионов. Жителям предлагали эвакуироваться, уехать подальше от фронта, чтобы не попасть к немцам. Но никто из нас не уехал.

Новости с фронта доходили до нас не сразу: не работало радио. О Победе мы узнали утром 9 мая 1945 года, когда к нам постучали в окно с радостным известием. Но сколько было пережито до этого времени!

Желаю тебе и твоим сверстникам только мира и никогда - войны.     Твоя прабабушка Зоя

Смотрите также: