9 Мая у ветеранов распрямляются спины, а в глазах появляется почти юношеский блеск. Их походка вновь становится бодрой, голос - чётким и командным. А седые «дети войны» всё с тем же благоговением смотрят на солдат-победителей, мысленно возвращаясь в грозные сороковые. В этот день, наверное, ни у кого язык не повернётся назвать ветеранов стариками и старушками. Даже спустя 67 лет они - победители.
А рядом уже нет Григорича
Правда, ряды ветеранов с каждым годом редеют. И на очередном праздновании уже нет рядом Григорича из родной танковой роты, или неунывающего гармониста Василия, или медсестры Лидочки, которая когда-то тебя, раненного, вынесла на своих плечах прямо из-под артиллерийского огня…
В Семилуках, например, куда корреспонденты «АиФ-Черноземье» отправились на празднование 67-й годовщины Великой Победы, в живых осталось всего 23 ветерана войны. Из них четверо участвовали в боях за освобождение от «коричневой чумы» родных Семилук. На всех мероприятиях, которые проходили здесь 9 Мая, они, конечно же, в центре внимания. Им - цветы, аплодисменты, восхищение и вечная благодарность тех поколений, которых, не возьми они в руки оружие, могло бы просто не быть. Всего же на фронт из Семилукского района отправилась 41 тысяча человек. Треть - так и не вернулись с полей сражений.
Правда, сами ветераны, выступая на утреннем митинге, говорили не о своих победах. Они вспоминали трудовой подвиг своих матерей, сестёр и жён, которые заменили их в тяжёлой работе. А также детей, которые смогли выжить вопреки всему. И это - тоже подвиг, ведь такой героизм давал солдатам новые силы для свершений.
Какой мы помним Победу?
Но всё же, в этот день не хотелось говорить с ветеранами о самих сражениях. Больше хотелось узнать, каким им запомнился день 9 мая 1945 года.
- Я воевал на востоке, поэтому для меня Победа ещё не означала окончания войны, - рассказывает Николай ПОЖИДАЕВ, ветеран Великой Отечественной войны. - Впереди ещё были сражения. Однако день, когда мы узнали о капитуляции Германии, дал нам новые силы и веру в то, что мы окончательно победим «коричневую чуму». Мы обнимались, плакали и поздравляли друг друга. Такое невозможно забыть.
- Я была ребёнком во время войны, - вспоминает Анна КОНОВКИНА, пенсионерка. - Мы находились в эвакуации в Курской области. Радио не было, поэтому о Победе мы узнали, когда увидели возвращающихся солдат. Взрослые кричали: «Красные, красные идут - значит войне конец!». И плакали.
А Любовь МИРОШНИКОВА, тоже «ребёнок войны», вспоминает, что весть о победе застала её в школе. И что все дети тогда просто «с ума посходили» - обнимались, толкались, шумели. В общем, бурно радовались. А потом бегали всей деревней встречать возвращающихся солдат.
- Несмотря на то, что ещё в 43-м году мы получили уведомление о том, что наш папа пропал без вести, хотелось верить, что обязательно случится чудо, и он вернётся к нам, - говорит Любовь Анисимовна. - Чуда не случилось. Но мы всё равно радовались каждому, кто приходил с фронта, встречали всех.
- Почему-то мы сразу поверили, когда объявили о Победе, - говорит Мария МОМОТОВА, ветеран войны. - Потому что это был для нас закономерный итог.
Кстати, Мария Момотова просто уникальная женщина, успевшая проявить себя, что называется, на всех фронтах. В начале войны она работала в госпитале. Но когда враг подошёл совсем близко, почувствовала в себе силы заняться непосредственно военным делом. Её взяли в СМЕРШ, в контрразведку, а ведь женщине было очень сложно туда попасть. И уже к концу войны она умудрилась получить медаль за доблестный труд во время войны, работая на железной дороге.
- Я никогда людям зла не делала. Наверное, поэтому господь дал мне здоровье и долгую жизнь, - говорит, улыбаясь Мария Ивановна. - Я, кстати, без очков читаю. И вашу газету в том числе.
Ух, я им покажу!
Для того, чтобы порадовать ветеранов и достойно отметить великий праздник, в Семилуках собирались, что называется, всем миром. Основная нагрузка легла на горадминистрацию. Вкусный обед для ветеранов и традиционные фронтовые 100 граммов предоставил фонд предпринимателей города. Полевую кухню организовало местное РАЙПО. Кстати, самим ветеранам очень польстило, что мэр города Николай Марков лично сопровождал их на все мероприятия. Ну, а местные жители дарили победителям цветы и улыбки. И, конечно же, свои таланты, - в устах семилукских исполнителей песни военных лет обрели новое звучание.
Полевая кухня разместилась возле памятника воинам 2-й воздушной армии, по-простому именуемого в народе «Три самолёта». Это знаковое место для всех семилукцев. «Ох, и вкусная получилась каша!» - нахваливали едоки главное блюдо полевой кухни.
- Деда, а деда, а вас на войне такой же вкусной кашей кормили? - спрашивает у одного из ветеранов мальчишка лет пяти.
- Нет, дружок, это по законам мирного времени каша такая вкусная. А во время войны не всегда доводилось сытно поесть, - отвечает «деда», любовно взъерошивая шевелюру юного любителя каши.
- Деда, а деда, - не отстаёт мальчишка. - А я тоже на фронт пойду, если на нас фашисты нападут! И ружьё у меня будет, как у тебя на фотографии. И…и…ух я им покажу!
- Конечно, покажешь, - соглашается ветеран, и уже вслед отвлёкшемуся мальчишке добавляет со слезами, - не дай вам Бог такого, детки.
Догоняю мальчика, который уже палит из мнимого ружья. Знакомлюсь.
- Миша я, - сообщает он мне своё имя. - А это вот - взмах в сторону деда - деда мой. Он воевал с фашистами, а сегодня у него праздник. Он все медали одел. И ордена. А бабушка говорит, что таким, как он, должен быть настоящий мужчина. А вы сегодня будете смотреть салют? Он вечером будет в честь победы. Ну и в честь деда моего тоже.
Вечером, во время салюта, я вновь увидела юного воителя - теперь он уже приставал к своей маме с обещанием «если что, пойти на войну защищать свой город». И случись такое, наверное, и вправду пойдёт, раз воспитали в нём уверенность в том, что задача мужчины - защищать слабых. Но так и вспоминаются слова его деда: «Не дай вам Бог такого, детки!».
Смотрите также:
- Поздравление ветеранов – святая традиция для Группы компаний «Конти» →
- "Бессмертный полк" объединил разные судьбы, страны и возрасты →
- Ветеран ВОВ Виктор Сабитов: «Я никогда не боялся» →