Ни в сказке сказать, ни пером описать
- Судя по тому, как общаются сегодня люди, с русским языком у нас не всё в порядке…
- Следует разделять понятие грамотности и культуры общения. Грамотность, конечно, не на высоте. Но ведь она не дана человеку от природы, врождённая особенность мозга заключается в способности запоминать и воспринимать печатную информацию. У кого-то эта способность развита больше, у кого-то - меньше.
Грамотность приобретается усилием воли, посредством чтения, благодаря хорошей зрительной памяти. Наша большая проблема в том, что быть грамотным сегодня не обязательно. В наше время служебное письмо можно написать по шаблону в Интернете, а «Word» всегда подчеркнёт ошибки. Технические средства освобождают человека от желания быть грамотным. Другой вопрос - культура общения. Это воспитывается гораздо сложнее. Сегодня я шла к вам на встречу и слышала, как женщина, останавливая такси, кричала: «Ехай сюда!». Фраза, конечно, резанула слух. И эта ошибка гораздо печальней, чем орфографическая.
- Всё-таки у нас много безграмотных людей?
- Когда мы проводим диктанты в библиотеке Никитина, как правило, находится один человек, который пишет без ошибок или с одной-двумя ошибками. У остальных результаты гораздо хуже. Но это было, есть и всегда будет, потому что русский язык - сложный. Когда мы проверяли ЕГЭ, у нас была установка - не снижать оценки за нарушение правил особого типа, например, «нн» в прилагательных и причастиях или написание «не» слитно и раздельно. Некоторые правила нельзя ставить во главу угла при выставлении оценки, потому что сами преподаватели спорят на их счёт.
Сила слова
- Станете ли вы поправлять собеседника, если он допускает серьёзные ошибки в речи?
- Это зависит от того, в каких я отношениях с этим человеком. Если это студент или моя приятельница, конечно, поправлю. Незнакомого человека - нет. Зачем? Это неприлично. Но я просто не могу пройти мимо ошибки на бумаге. Например, еду в автобусе, а там висит объявление: «Согласно распоряжениЯ администрации …». Так получалось, что это объявление постоянно попадалось мне на глаза во всех автобусах. Однажды, когда в салоне было немного народу, я не выдержала, взяла ручку и исправила ошибку: «Согласно распоряжениЮ». И тут началось: люди стали спрашивать, откуда я знаю, что так правильно, стали советы давать, как лучше написать. Все так зашумели, что я даже из автобуса вышла.
- Что думаете по поводу современного стиля общения по Интернету, появления новых словечек, нарочитого коверкания слов, использования смайликов и т. п.?
- В силу своего возраста, я не читаю и не смотрю в Интернете ничего. Я не воспринимаю неблагозвучный текст, мне неприятно читать высказывания на форумах или в блогах. Хотя, возможно, в будущем мы все будем так общаться. Языковая игра - это приём. Но в данном случае люди играют словами не ради выразительности, а просто ради игры. Никакой функции, кроме забавы, это не выполняет.
Всё дело в ЕГЭ?
- Можете сравнить своих студентов по уровню грамотности сегодня и 10-15 лет назад?
- Сегодняшние студенты хуже говорят, строят тексты, не могут выразить собственные мысли. Что касается грамотности письменной, то радикальных изменений я не вижу. Диктанты всегда писали плохо. В русском языке столько исключений, двояких интерпретаций! Если посадить учителей русского языка писать диктант, тоже будут ошибки. Вот сочинения всегда шли чуть лучше, потому что человек сам выбирает, чем непонятное слово заменить. Сейчас сочинений нет. Это очень плохо. Вообще, ЕГЭ - это плохо.
- Почему?
- Потому что это не даёт нам возможности объективно оценить знания. Ведь мы не видим студента, не беседуем с ним - сегодня всё по баллам. А кто знает, как эти баллы получены? Я знакома с абитуриентами, которые вырабатывают особые приёмы поиска правильного ответа, основанные на логике. Это люди с аналитическим складом ума. Они очень хорошо попадают пальцем в небо. Но объяснить, почему ответ именно такой, они не могут. Гуманитариям, наоборот, объяснить легче, чем с ходу найти правильный ответ.
- Где искать причины безграмотности населения? Связано ли это с уменьшением часов на изучение русского языка в школах и вузах?
- Безусловно, это вредит. Галопом по Европам нельзя работать с языком. Когда у меня спрашивают, что надо делать, чтобы быть грамотным? Я всегда отвечаю, что нужны три вещи. Во-первых, нужно иметь мотивацию: стать образованным, произвести впечатление. Во-вторых, надо больше читать. В-третьих, следует чаще открывать словари. У меня около 20 разных словарей. Я тоже могу ошибаться, поэтому постоянно заглядываю в них.
- Если говорить о литературе, каких авторов вы бы посоветовали почитать?
- Воспитываться надо на классике. К сожалению, она уходит от нас. Уже Пушкина дети читают со словарём, потому что многие слова им не знакомы. Современные дети любят фантастику. Мой внук, например, зачитывается «Гарри Поттером». Я, конечно, это читать не буду, но я рада, что он хоть что-нибудь читает! Я ему подсовывала Гектора Мало «Без семьи» - книжку, над которой я рыдала в детстве. Не понравилась. Но я надеюсь, что когда он подрастёт, будет читать и Марка Твена, и Вальтера Скотта, и Майна Рида.
Смотрите также:
- Сердце матери. Как не опустить руки и воспитать ребенка-аутиста? →
- Как ёлка «ё» породила. Как две точки меняют язык? →
- О мирах реальных и фантастических →