Так что произошло, и сколько пострадавших было на самом деле? На этот вопрос не спешили отвечать ни военные, ни прокуроры.
Нет человека – нет проблемы
Всё произошло во время зачистки территории. Солдаты-срочники войсковой части 11262 сгружали для последующей утилизации боеприпасы. Во время разгрузки один боеприпас покатился и ударился о гранату РГД-7, последовавший взрыв унёс жизни 20-летнего жителя Воронежской области Никиты Белова и 19-летнего уроженца Ивановской области Дмитрия Некрасова. Кто виноват в случившемся, предстоит ответить следствию. Уже известно, что рассматриваются три версии происшедшего: неисправность боеприпаса, нарушения со стороны должностных лиц, отвечающих за утилизацию боеприпасов или неосторожность самих солдат. Уголовное дело возбуждено по статье «Нарушение правил обращения с оружием и предметами, представляющими повышенную опасность для окружающих, повлекшее по неосторожности смерть двух или более лиц». Правда, как сказал полковник запаса, попросивший не называть его имени, расследование в таких делах обычно сводится к тому, что виновными объявляют самих погибших. По принципу «нет человека – нет проблемы».
Не менее важна и этическая сторона вопроса. Армейцы явно переборщили с «военной тайной», целые сутки не сообщая имён погибших даже их родственникам, что породило множество кривотолков и самую настоящую панику среди родителей солдат. А ведь полигон Погоново никак не назовешь особо секретным, учитывая, что ещё недавно сюда возили толпу журналистов показывать «новые бесшумные технологии взрывов».
Кто ответит?
В главном следственном управлении по Западному военному округу про слухи о десятках раненых говорят, что это происки журналистов, и объяснятся за всех они не могут. А ответ, почему родители узнали о смерти своих детей не от военных, а из СМИ, вообще потрясает.
- Мы не можем сказать, насколько правомерны были в этом случае действия командования части, - заявляет Святослав ПАХОМОВ, руководитель организационно-аналитического отдела военного СУ СК РФ по Западному военному округу. - После взрыва у них о другом голова болела(!). Нужно было сообщить следственным органам о происшествии, установить личности погибших, оказать медпомощь раненому, принять меры по локализации ЧП. Насколько я знаю из СМИ, был конфликт по поводу того, что родителям не сообщили о гибели ребят. Но это не наша прерогатива.
Интересно тогда: а чья? Кто привлечёт к ответственности тех, кто допустил не только саму возможность ЧП на полигоне, но и непростительную чёрствость по отношению к тем, кто ещё недавно провожал в армию своих сыновей: молодых, здоровых и…живых.
- Не всякая моральная норма регулируется законом и не всякий аморальный поступок влечёт уголовную или административную ответственность, - говорит Станислав РЫВКИН, адвокат. - Родители не обязаны знать всех циркуляров военных. Но повод для обращения в прокуратуру, которая должна проверить все обстоятельства произошедшего, в том числе и несвоевременное сообщение о гибели ребят, безусловно, есть. Как и повод обратиться в суд с вопросом о бездействии должностных лиц.
P.S. Кстати, это не первый случай, когда военные скрывают происшествия в частях. Еще свеж в памяти прошлогодний случай заболевания пневмонией и смерти солдат-срочников в Острогожске. Родственники ребят тогда сутками дежурили у проходной, надеясь узнать хоть какую-то информацию. Изощрённый садизм.
Смотрите также:
- Кому Родину защищать? О «новой» армии и патриотизме →
- В Курской области уклонистов стало меньше →
- Вся надежда - на прокуратуру →