Последняя командировка омоновца Михаила Гордеева

   
   

Взрыв прозвучал неожиданно. Бронированный «Урал» швырнуло в сторону. Колонна автомашин, следующих на место дислокации, остановилась. «Все живы?» - забеспокоились подоспевшие к подорванному «Уралу» омоновцы. «Миша не дышит…» – прошептал раненый водитель.

При исполнении долга

До конца командировки на Северном Кавказе орловским омоновцам оставалась неделя. Один из них, старший оружейный техник Михаил Гордеев, через 12 дней готовился отметить своё 37-летие. Вот только этому не суждено было сбыться. Миша оказался в том самом подорвавшемся «Урале»…

Это была его четвёртая и последняя командировка в Чеченскую республику. И первая – в рядах ОМОНа, в которых он успел прослужить всего 6 месяцев. Ведь в ОМОНе все сотрудники независимо от должности обязаны выезжать в служебные командировки.

– Полгода вдали от дома, на постоянных спецзаданиях – это чрезвычайно тяжело. И когда Миша играл на гитаре в свободное время, тем самым отвлекая нас от суровых будней, на душе становилось как-то теплее. Он был удивительным человеком, настоящим товарищем и отличным специалистом. Именно про таких, как он, говорят: профессия «Родину защищать» трудна и почётна, и люди, выбравшие её, бесстрашны и мужественны, – рассказывает Василий МАКАРЕНКО, командир ОМОН УМВД России по Орловской области.

Михаил Гордеев не должен был ехать в ту роковую для него служебную командировку. Но так сложились обстоятельства, что накануне отправки в Грозный заболел один из сотрудников ОМОНа. Михаил вызвался его подменить.

   
   

– Я отговаривала сына, повторяла, будто сердце подсказывало: «Подумай, ведь четвёртый раз уже едешь. Там очень неспокойно». Но Миша только отвечал, что это его работа, долг, – вспоминает Галина ГОРДЕЕВА, мама. 

Накануне 3 ноября 2006 года на блокпост посёлка Черноречье, где несли службу орловские омоновцы и кинологи, из комендатуры поступило сообщение о предстоящем задании. Для участия в спецоперации выдвинулась колонна бронированных «Уралов». Михаил Гордеев был старшим группы, перед которой стояла боевая задача по поиску и обнаружению членов незаконных вооружённых формирований.

– В то утро всегда спокойный и выдержанный Михаил Васильевич как никогда нервничал и был на взводе. На задание мы ехали с ним в одной машине. Когда наша группа прибыла в комендатуру, то оказалось, что спецоперация по какой-то причине отменяется. Колонна повернула обратно. И уже когда мы находились в нескольких километрах от базы, на мосту через реку Сунжу вдруг неожиданно раздался взрыв. Нашу машину швырнуло в сторону. Когда я пришёл в себя, то узнал, что Михаил Васильевич, который находился в кабине, погиб на месте, – говорит Алексей ТОЩАКОВ, вр. и.о. начальника Центра кинологической службы УМВД России по Орловской области. 

Потом станет известно, что бандитов, подготовивших этот теракт, вроде как через несколько недель разыскали и ликвидировали в Ингушетии. Но оборванную жизнь Михаила Гордеева уже было не вернуть.

Слёзы матери

До ОМОНа Михаил почти 12 лет проработал в Центре кинологической службы УМВД России по Орловской области. Он очень любил собак, поэтому и связал свою судьбу с этой профессией. Ведь в родительском доме никогда не стихал заливистый лай. А все «бездомыши» в округе находили приют и заботу в семье Гордеевых. Свою любимицу Ирму, красивую восточно-европейскую овчарку, он брал даже в служебные командировки в Чечню. Правда, в свою третью поездку Михаил оставил собаку в Орле, побоялся за её здоровье. А она, уже будучи в преклонном возрасте, возвращения хозяина так и не дождалась. Михаил очень долго и тяжело переживал её смерть. А потом и вовсе перевёлся в ОМОН. Стала ли утрата четырёхлапой любимицы причиной увольнения из Центра кинологической службы, так и осталось неизвестным.

За время работы у Михаила Гордеева было три медали: «За отличие в охране общественного порядка», «За доблесть в службе», «За боевое содружество». Орденом «Мужества» его наградили уже посмертно. Через год после трагедии, задыхаясь от сердечной боли и жуткой душевной опустошённости, его получала Галина Ивановна Гордеева, мама героя, которая вот уже на протяжении шести лет практически каждый день приходит на могилу своего единственного сына. Она рассказывает Мише, как она живёт, как скучает.

– Он был примерным сыном. Хорошо учился, занимался спортом, играл на гитаре и аккордеоне. Был душой любой компании. О своих трудностях на службе никогда не рассказывал. Берёг меня. Но каждую его командировку я проводила в ожидании и волнении. Следила за ситуацией в Чечне, прильнув к телевизору. Ведь всегда наде­ешься, что именно с твоими близкими ничего не случится. Кто же знал? Кто знал… – с дрожью в голосе рассказывает Галина Ивановна.

В наших сердцах

Память о Михаиле Гордееве сохранилась в сердцах его родных, друзей, сослуживцев. В 2008 году школе № 15, в которой он учился 10 лет, присвоили его имя. Там же открыли мемориальную доску и собрали экспозицию для музея. На каждой линейке 1 сентября и 23 февраля в этой школе выступают бравые омоновцы, зажигая юные сердца рассказами о чести, долге и достоинстве таких защитников Отечества, как Михаил.

– Он отличался необыкновенной добротой. Даже в экстремальных ситуациях, когда человек виден как на ладони, он обладал удивительным спокойствием, доброжелательностью и способностью располагать к себе людей. Наверное, именно работа с животными развила в нём эти качества, – говорит Роман ЛУЦЕНКО, зам. командира ОМОН УМВД России по Орловской области.

В августе этого года мемориальную доску в честь Михаила Гордеева открыли и в кинологическом центре. А в доме матери целая стена посвящена памяти любимого сына. О нём ещё напоминает маленькая бело-рыжая собака Умка, которую из предпоследней командировки привёз Миша с улиц Грозного. Просто потому, что не смог пройти мимо. Человек, который до сих пор жив в сердцах, помнящих о нём.

Смотрите также: